“Каскол” создаст СП с Liebherr
Родион Левинский
“Каскол” и швейцарская компания Liebherr
объявили о создании совместного предприятия “Liebherr-Каскол”. СП
будет заниматься разработкой и производством авиадеталей для
ведущих западных авиастроительных компаний. Аналитики отмечают, что
этот проект позволит “Касколу” выйти на западные рынки, а Liebherr
— снизить издержки.
Швейцарская компания Liebherr – крупнейший в
мире производитель крупногабаритных мобильных кранов. Кроме того,
она производит широкий ассортимент другой продукции, включая
экскаваторы, рефрижераторы, бетономешалки, а также шасси для
самолетов. В 2003 г. выручка Liebherr составила 4 млрд евро.
Компания принадлежит Вилли и Изольде Либхер – наследникам
основателя компании Ханса Либхера.
В минувшую пятницу “Каскол” и Liebherr подписали
соглашение о создании СП. Как рассказал “Ведомостям” вице-президент
“Каскола” по развитию бизнеса и международным программам Александр
Филатов, компании сотрудничают с 1992 г. Филатов отмечает, что
Liebherr, в частности, предоставляла инвестиции для развития
“дочки” “Каскола” — нижегородского “Гидромаша”, который является
единственным в России производителем шасси для самолетов. Взамен
швейцарская компания получала продукцию предприятия по сниженным
ценам. “Идея о создании СП появилась еще в начале сотрудничества,
но только сейчас обрела критическую массу”, — говорит Филатов.По
словам Филатова, СП будет заниматься разработкой и производством
компонентов в системах шасси и кондиционирования воздуха для
Liebherr, а та в, свою очередь, будет поставлять их крупным
западным авиастроительным компаниям, например таким, как Airbus и
бразильской Embraer. Филатов сообщил, что совместное предприятие
будет располагаться на территории нижегородского авиационного
завода “Сокол”. Мощности этого предприятия, а также “Гидромаша”
будут частично задействованы в СП. По замыслу партнеров оформление
документов на создание СП будет завершено в этом году, а запуск
производства запланирован на лето 2005 г. Филатов рассказал, что
инвестиции партнеров в создание СП в ближайшее время составят
$15-20 млн, а в будущем могут достигнуть $50 млн. При этом, отметил
Филатов, большая часть средств поступит со стороны швейцарского
концерна. Сколько конкретно вложит германская сторона, Филатов
сообщить отказался. Доли двух компаний в СП еще не определены.
Однако Филатов напомнил, что по российским законам зарубежные
компании не могут владеть больше чем 25% минус 1 акция в
предприятиях авиакосмической отрасли. Впрочем, он напоминает, что в
Госдуме разработан законопроект, который позволит иностранным
инвесторам покупать до 50% минус 1 акция в предприятиях авиапрома.
Филатов надеется, что до конца года этот документ будет принят.
Филатов говорит, что интерес Liebherr к России обусловлен
возможностью снизить издержки производства. Он также отмечает, что
у российских предприятий имеются и уникальные технологии, такие как
технология обработки титана. По словам аналитика “Метрополя”
Дениса Нуштаева, работа в России для западных компаний является
способом снизить затраты и тем самым повысить конкурентоспособность
продукции. А для “Каскола” создание СП — это возможность выйти
на иностранные рынки и успешно конкурировать с местными
производителями. Аналитик Объединенной финансовой группы Елена
Сахнова добавляет, что сотрудничество с Liebherr позволит “Касколу”
загрузить завод “Сокол”, у которого много недозагруженных
мощностей.