Борис Горлин, Екатерина Плотникова, Владимир
Дзагуто
Глава Федеральной сетевой компании (ФСК) Олег
Бударгин вчера фактически призвал к прямому бюджетному
софинансированию инвестпрограмм электросетей. До сих пор такая
практика применялась лишь в рамках важных для государства
федеральных целевых программ (ФЦП), например в Сочи или во
Владивостоке, а основная финансовая нагрузка по оплате инвестиций
учитывалась в тарифах и перекладывалась на плечи существующих
потребителей. Эксперты опасаются, что отказ от существующей модели
в пользу госфинансирования может разочаровать инвесторов.
Вчера в Петербурге председатель правления ФСК
Олег Бударгин заявил, что "нельзя строить новые сети и проводить
комплексную реконструкцию только за счет тарифа". По словам
топ-менеджера, сетевые компании должны заботиться о конечном
потребителе. "Раньше состояние экономики и сетевого комплекса
позволяло нам не стесняться в наших пожеланиях и требованиях по
росту тарифов,— сказал господин Бударгин.— Тогда рост (ежегодный.—
"Ъ") рассматривался в районе 25%. Но сегодня мы сами являемся
инициаторами сдерживания тарифов. Мы поддерживаем предложение
правительства, что рост тарифов должен примерно соответствовать
инфляции с небольшим процентом увеличения, 10-11% — тот максимум,
который позволителен для сетевых компаний и потребителей".
Сейчас ФСК, которой принадлежат магистральные
электросети страны, фактически получила контроль над всеми
государственными электросетями: в июле "Холдинг МРСК" (ХМРСК),
владеющий распредсетями, был передан компании в управление. Это
означает, что ФСК предстоит выработать единый подход к сетевым
тарифам. До сих пор компания спорила с ХМРСК по разделу тарифного
пирога, настаивая на том, чтобы ее тарифы росли быстрее, чем у
распредсетей (см., например, "Ъ" от 2 марта).
Но ключевым тарифным механизмом до сих пор
остается долгосрочная RAB-система, которая позволяет учитывать
необходимость возврата инвестиций сетей. Текущие инвестпотребности
ФСК и МРСК покрываются либо за счет тарифов, либо с помощью
кредитов, которые в будущем учитываются в тарифных расчетах. Тем не
менее правительство, пытаясь сдержать рост конечных цен на
электроэнергию, в последние годы стремится снизить тарифы сетей за
счет так называемого сглаживания (фактически переноса части
инвестиций на более отдаленные сроки).
В результате, чтобы финансировать
инвестпрограммы дочерних компаний, Олег Бударгин предлагает
активнее привлекать бюджетные средства, распределять которые можно
за счет проведения дополнительных эмиссий. После реформы РАО "ЕЭС
России" практика прямого вливания бюджетных денег в сети не
применялась (за исключением ФЦП вроде Олимпиады в Сочи или
подготовки Приморья к саммиту АТЭС). В качестве примера
топ-менеджер привел "Ленэнерго" (подконтрольно ХМРСК), у которого
износ сетей составляет 70%. При этом инвестпрограмма 2012 года
составляет 13,3 млрд руб.— на 15% меньше, чем в 2011 году. За
последние пять лет компания потратила на инвестиции 65 млрд руб., а
износ сетей за тот же период все же вырос на 5%.
Как именно предполагается привлечь бюджетные
средства и учтены ли эти расходы, например, в бюджете на 2013 год,
глава ФСК не пояснил. Эксперты его заявления восприняли негативно.
"По сути, это принципиальное отступление от
долгосрочной методологии RAB, по которой, как надеялись инвесторы,
начнут-таки устанавливаться тарифы сетевых компаний с 1 ноября,—
говорит Светлана Семенова из ИФК "Метрополь".— Думаю, что позиция
Бударгина разочарует инвесторов. На текущий момент базовым
сценарием для ежегодного роста сетевого тарифа рынок считает 10% на
период вплоть до 2018 года. После того как глава ФСК сегодня
заявил, что 10% — это максимум и, более того, менеджмент ФСК готов
рассматривать вариант "инфляция плюс чуть-чуть", рынок пересмотрит
свои сценарии". По мнению Василия Копосова из
"Энергокапитала", допэмиссия в пользу государства "может стать
негативом для капитализации компании". Цена последнего размещения
акций компании, поясняет эксперт, не смогла заинтересовать частных
инвесторов.
http://www.kommersant.ru/doc-y/2005613