Вчера «Дикси» последней из публичных ритейлеров
отчиталась за первое полугодие 2011 года. Сравнив показатели сети с
Х5 Retail Group, «Магнитом» и «О’кей», аналитики пришли к выводу,
что лидером по выручке по-прежнему остается Х5, получившая за шесть
месяцев 7,9 млрд долл. Дебютант этого года — петербургский «О’кей»
— показал самую низкую рентабельность по EBITDA — 6,5%. Зато у
«Дикси» эффективность бизнеса оказалась максимальной — 7,5%,
правда, это по итогам второго квартала.
Первые шесть месяцев текущего года не внесли
корректив в расстановку ритейлеров в рейтинге лучших по выручке. Х5
лидирует с показателем почти 7,9 млрд долл., за ней следуют
«Магнит» — 5,5 млрд долл. и «О’кей» — 1,5 млрд долл. Замыкает круг
компания «Дикси» с выручкой 1,3 млрд долл. («Седьмой континент» в
2011 году по МСФО не отчитывался и, похоже, не собирается).
Аналогичная ситуация и с показателями чистой
прибыли и EBITDA: Х5 (170 млн и 566 млн долл. соответственно),
«Магнит» (140 млн и 359 млн долл.), «О’кей» (38 млн и 97 млн долл.)
и «Дикси» (19 млн и 86 млн долл.).
Амбициозный дебютант среди публичных ритейлеров
«О’кей» всегда позиционировал себя в качестве одного из самых
эффективных игроков отрасли. «Отчетность за первое
полугодие продемонстрировала ложность этого утверждения», — говорит
аналитик «Метрополя» Татьяна Бобровская. Действительно,
рентабельность по EBITDA петербургской сети самая низкая из всех
представленных на суд инвесторов показателей — 6,5%. «Репутация
компании поставлена под вопрос этим показателем», — считает г-жа
Бобровская.
Аналитик Deutsche Bank Наталья Смирнова
добавила, что все показатели компании — выручка, чистая прибыль и
эффективность бизнеса — оказались ниже, чем прогнозировалось.
Объясняется это тем, что «О’кей» увеличил практически все возможные
статьи расходов, в то время как другие игроки старательно
сдерживали траты.
По словам г-жи Бобровской,
максимальное удивление у аналитиков вызвала «Дикси». По итогам
второго квартала столичная сеть, недавно поглотившая «Викторию»,
сумела добиться рентабельности по EBITDA в размере 7,5%. «В этом
году таких цифр по этому показателю рынок не видел», — утверждает
собеседница РБК daily.
Однако в целом по первому полугодию
эффективность бизнеса у «Дикси» составила только 6,6%. «Покупка
нового актива позволила использовать фактор масштабности в
переговорной кампании с поставщиками, и отношения с контрагентами,
таким образом, вышли на новый качественный уровень», — объясняет
Наталья Смирнова. Плюс к этому, отмечает она, проявлена гибкость в
ценовой политике.
В общем, по эффективности лидирует Х5 с 7,2%
благодаря контролю издержек. Старший аналитик Mint Yard Capital
Андрей Верхоланцев отмечает также увеличение доли продукции под
собственной торговой маркой. «Она более маржинальная и выгодная для
ритейлеров», — уверен он.
Добиться подобного было невозможно
«Магниту». Рентабельность по EBITDA у него, как у «Дикси», — почти
6,6%. Сеть славится своим агрессивным развитием и увеличением
количества работников. Как следствие — рост трат на выплату
заработных плат на 80%. «Давление на рентабельность продолжится и в
будущем, кое-чем придется заплатить за расширение в формате
«гипермаркет», — считает г-жа Бобровская.
Между тем самая низкая долговая нагрузка (1,1)
сейчас у «О’кей», а самая большая — у Х5 (3,6).
«Последняя купила сеть дискаунтеров «Копейка» на
заемные средства, что тут же отразилось на соотношении долга и
EBITDA, — отметила г-жа Бобровская. — Питерский игрок осуществляет
развитие без большого багажа заемных средств». Аналогичные
показатели у «Магнита (2,07) и «Дикси» (2,2) находятся на
комфортном для отрасли уровне.
http://rbcdaily.ru/2011/09/21/market/562949981532827