Алексей
Топалов
Нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» запустят в
последние дни уходящего года. Первыми покупателями нефти станут
финны, которые потом перепродадут ее потребителям региона. Вопрос,
смогут ли нефтяники обеспечить ВСТО нефтью.
Нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО) будет
запущен 27–29 декабря. Оператор проекта компания «Транснефть»
сообщила, что в последнюю неделю уходящего года к нефтяному
терминалу в бухте Козьмино подойдет танкер «Московский
университет», который будет загружен 100 тысячами тонн нефти,
принадлежащей компании «Роснефть».
Купит эту нефть финская компания IPP Oy, предложившая самую
большую премию к цене продавца – $0,5 за баррель. Таким образом,
общая премия составит около $365 тыс. Собственно цена нефти не
известна. Скорее всего, она еще и не определена – окончательно она
будет установлена, исходя из мировых цен на день отгрузки.
Финская компания – лишь трейдер, который затем продаст первую нефть
ВСТО на одном из рынков Азиатско-Тихоокеанского региона.
Нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий Океан» – один из важнейших
российских проектов по транспортировке углеводородов. В первую
очередь, он создает основу для развития добычи в Восточной Сибири.
Кроме того, происходит расширение географии поставок российской
нефти.
«Мощность первой очереди в 30 млн тонн в год сопоставима с
поставками по нефтепроводу «Дружба», по которому нефть идет в
Европу, они составляют около 60 млн тонн в год»,– напоминает аналитик ИК «Метрополь» Дмитрий
Дзюба.
О том, насколько важен для России этот проект, говорят
преференции, предоставляемые правительством.
Федеральная служба по тарифам предлагает установить плату за
прокачку нефти по ВСТО в размере 1600 рублей за 1 тонну. Примерно
такой же тариф действует и для других нефтепроводов, однако в
данном случае в него включена и стоимость перевалки, так что можно
считать его льготным, отмечает аналитик ИК «Универ» Дмитрий
Александров.
Кроме того, власти отменили экспортные пошлины на нефть с
месторождений Восточной Сибири – основной ресурсной базы для
заполнения ВСТО. Запасы региона пока точно не определены, но уже
сейчас можно сказать, что они составляют не менее 1,6 млрд
тонн.
С 1 декабря экспортные пошлины для восточносибирской нефти
приравнены к нулю, в то время как для остальной российской нефти
составляют на данный момент $271 за тонну. По подсчетам экспертов,
бюджет из-за отмены пошлин может потерять до 150 млрд рублей в
год.
Остается вопрос, смогут ли нефтяники заполнить ВСТО.
«Основным месторождением, ориентированным на нефтепровод, является
Ванкорское, которое разрабатывает «Роснефть», – напоминает Дзюба. –
С добычей здесь проблем быть не должно: несмотря на общее снижение
инвестиций в нефтяную отрасль из-за кризиса, Ванкор остается для
«Роснефти» приоритетным проектом. Именно это месторождение будет
обеспечивать компании рост добычи, в то время как по остальным
своим добывающим активам «Роснефть» ожидает снижения». Кроме того,
по словам Дзюбы, компания использует при разработке Ванкора
новейшие технологии – в частности, бурение горизонтальных
скважин.
Однако отсутствие проблем с добычей – это еще не все. «Дело в
том, что юридически Ванкор относится к Восточной Сибири, но по
факту располагается, скорее, в Западной, – объясняет Дзюба. – И
нефть, прежде чем попасть в ВСТО, должна будет пройти по системе
западносибирских нефтепроводов». А на одном из участков этой
системы есть узкое место, ограничивающее объемы прокачки. «Так что
не исключено, что с доставкой сырья до трубы «Восточная Сибирь –
Тихий Океан» может возникнуть ряд технических сложностей», –
предупреждает Дзюба.