Весной с крыши административного корпуса бывшего
Автомобильного завода имени Ленинского комсомола (АЗЛК) на
Волгоградском проспекте были демонтированы гигантские буквы —
«МОСКВИЧ». Это был один из последних атрибутов, напоминавших о
когда-то работавшем здесь предприятии. «Ъ» решил узнать, во что
были превращены заброшенные цеха легендарного «Москвича», и заодно
вспомнить его почти 70-летнюю историю.
Ведь предупреждали, «Москвича» на Волгоградском
проспекте уже давно нет. Не верилось. Неужели от существовавшего с
1930 года громадного автомобильного завода, выпускавшего в лучшие
годы около 200 тыс. машин в год, мало что осталось? С 1995 года
предприятие работало с перебоями, в 2001-м окончательно встало.
Потом банкротство в 2006-м, и в том же году распродажа имущества на
торгах.
У административного здания АЗЛК нас встречает
бывший начальник цеха прессового корпуса завода Анатолий Гресев.
Рядом стоит его припаркованный «Москвич-2141» — гордость и
напоминание о прошлом, когда вся жизнь крутилась вокруг этих машин
и была простой и понятной.
— Мы же здесь и учились, и занимались спортом, и
рожали детей — и все без отрыва от производства. А какая у нас была
самодеятельность, какие концерты, знали бы вы! — он широко
улыбается.
Истории заводчан — «Москвич» это или ЗИЛ, или
«Серп и молот» — часто похожи между собой: многие работали на
московских предприятиях династиями, здесь же находили себе жен,
мужей. Приходили совсем молодыми и дорабатывали, как правило, до
самого закрытия производства — даже в кризисные годы не веря, что
близится конец. Так и Анатолий Гресев пришел на АЗЛК сразу после
армии и из простого штамповщика превратился в начальника цеха
нового прессового корпуса.
— Тогда у меня в подчинении было 1200 человек,
после объединения прессового и кузовного цехов я уже руководил 3
тыс.— вспоминает он, пока мы поднимаемся на крышу административного
здания АЗЛК. Отсюда открывается лучший вид на бывшую территорию
завода. Недалеко от станции метро «Текстильщики» стеклянным фасадом
бликует дворец спорта «Москвич», за ним на Волгоградское шоссе
смотрит культурный центр «Москвич», чуть подальше теряется за
зеленью и домами стадион — он тоже «Москвич». Переходим на другую
сторону — вдалеке слева на огромной заставленной парковке
переливаются на солнце теснящиеся автомобили. Когда-то это были
цеха «Москвича», сегодня здесь собирают машины Renault. Ближе к нам
по земле стелятся еще два огромных корпуса — это уже «Технополис
“Москва”», в котором сегодня главным администратором и работает
Анатолий Гресев. На территории этих цехов московское правительство
с 2010 года создает центр инновационного производства.
Раньше в административном корпусе сидело
руководство АЗЛК, были своя столовая и даже небольшой концертный
зал, а сегодня здесь хаос: двери сорваны с петель, на полу валяются
обвалившийся потолок и мусор. Искать следы истории уже бесполезно:
кроме сложенных на первом этаже букв «МОСКВИЧ» и одного плаката, об
автомобильном прошлом здесь ничего не напоминает. По соседству с
административным зданием парит похожий на летающую тарелку бывший
музей АЗЛК. Но коллекции старых «Москвичей» здесь не найти: через
несколько лет после объявления завода банкротом они были перевезены
в Музей ретроавтомобилей на Рогожском Валу. Руководство
«Технополиса» и столичные власти обещают, что через несколько лет в
эти здания вновь вернется жизнь: к 2017 году они будут объединены в
офисно-гостиничный комплекс.
Теперь нас ждут производственные цеха. Первый на
очереди — прессовый, в котором, как раз и работал Анатолий Гресев.
Его реконструкцию руководство «Технополиса» планирует начать этим
летом. Цех необъятен и пустынен. В полу чернеют огромные проемы,
потолок подпирают раскрашенные яркой краской железные колонны,
шумит какая-то строительная техника. Никакого оборудования здесь
давно нет.
— Наши прессы были вывезены в Китай, Индию,
Турцию, Иран, где до сих пор продолжают работать. Ни один из них не
ушел в Россию. Это был 2005 год,— вспоминает господин Гресев.
Скоро и эти цветные колонны, и эти темные проемы
исчезнут, а старый прессовый цех займут инновационные компании, уже
освоившие 220 тыс. кв. м соседнего корпуса АЗЛК, где о «Москвиче»
уже ничего и не напоминает. Теперь здесь вовсю развиваются совсем
иные производства — чипов, светодиодов, композитных материалов. В
этом январе сюда была перевезена библиотека Политехнического музея,
закрытого на реконструкцию до 2018 года.
Но перестраиваемые московскими
властями цеха АЗЛК и производство «Рено Россия» (бывший
«Автофрамос») — это еще не вся территория «Москвича». Около 22 га
земли, а с ними и 15 бывших заводских зданий общей площадью почти
250 тыс. кв. м, но уже внутри Третьего транспортного кольца,
принадлежат группе «Метрополь». Именно «Метрополь» в 2006 году на
торгах выкупил всю недвижимость банкротящегося завода. Позже часть
зданий, среди которых был и дом культуры «Москвич», компания
продала правительству Москвы. В 2007 году группа анонсировала планы
по строительству на месте старых цехов 1,5 млн кв. м, но из-за
кризиса проект был заморожен. В 2013 году «Метрополь» обнародовал
новые параметры стройки, за прошедшие годы уменьшившиеся до 640
тыс. кв. м жилых и торгово-офисных площадей.
— Проанализировав ситуацию, мы
сделали вывод, что принять в этом месте 1,5 млн кв. м недвижимости
не смогут ни улично-дорожная сеть, ни сложившийся рынок
недвижимости. Сейчас мы готовим проект редевелопмента территории и
планируем, что в этом году оформим необходимую градостроительную
документацию,— пояснил генеральный директор УК «Метрополь
Девелопмент» Денис Фокин. Как будет выглядеть район, который должен
появиться на месте полуразрушенных корпусов «Москвича», в
«Метрополе» пока не раскрывают — концепция еще
дорабатывается.
Читать далее http://www.kommersant.ru/doc/2479953