Мой папа - Смоленский Новое приобретение семьи банкиров
Артур Саруханов
Сын известного российского предпринимателя
Александра Смоленского, 23-летний Николай Смоленский, приобрел
британский автозавод спортивных автомобилей TVR. Сумма сделки
оценивается в 45 млн. долларов. Эксперты сомневаются в финансовой
отдаче от покупки, называя ее не иначе как дорогой игрушкой
Смоленского. Владельцем 100% акций британского автопроизводителя
TVR стал самый молодой российский миллиардер Николай Смоленский.
Известность в деловых кругах он получил благодаря своему отцу
Александру Смоленскому, "детищем" которого в середине 90-х годов
стал Столичный банк сбережений (СБС). Позже предприниматель
приобрел государственный Агропромбанк и на базе этих активов создал
одну из крупнейших в России банковских сетей - «СБС-Агро». Ее
вкладчиками стали более миллиона человек. Но кризис 1998 года
обанкротил «СБС-Агро». После многолетних попыток реанимации в 2003
году банк был ликвидирован. И хотя долги частным вкладчикам были
частично погашены, юридическим лицам (в основном иностранным
клиентам) банк задолжал 1,2 млрд. долларов. В прошлом году «из-под
пера» Смоленского-старшего в свет вышла очередная филиальная сеть -
«Первое общество взаимного кредита» (Первое О.В.К.). Председателем
правления О.В.К. стал сначала племянник Смоленского Алексей
Григорьев, а позже сын Николай. В августе прошлого года последовала
продажа всего финансового бизнеса группе «Интеррос». Сумма сделки
составила 200 млн. долларов. Избавившись от актива, Николай
Смоленский переехал в Лондон, где живет в популярном среди русских
районе Хайгейт (на севере британской столицы). Говорят, что он
близкий друг Романа Абрамовича, который в прошлом году купил
английский футбольный клуб «Челси». Эксперты журнала «Финанс»
признали Николая Смоленского самым молодым российским миллиардером,
оценив его состояние в 2,9 млрд. рублей. Завод TVR, на котором
ежегодно собирается вручную 800-1000 эксклюзивных спортивных
автомобилей, расположен в городе Блэкпул. Британские эксперты
оценивают новое приобретение в 25 млн. фунтов стерлингов (45 млн.
долларов). Прибыль TVR в 2002 году составила 720 тыс. долларов.
Алексей Чернышев, руководитель проекта TVR компании «Спортмобиль»,
говорит, что "заказы компании укомплектованы до января 2005 года,
поэтому изменения в производстве вряд ли произойдут". Аналитик ИК «Метрополь» Денис Нуштаев
обращает внимание на то, что спрос на TVR в самой Англии, основном
рынке сбыта компании, за последние 5 лет сократился в 1,5 раза.
«Поэтому существенную финансовую выгоду сделка вряд ли принесет. С
этой точки зрения приобретенная TVR рассматривается не иначе как
дорогая игрушка. С другой стороны, от этой сделки стоит ожидать
экспансии дорогих английских спорткаров на российском рынке. Тем
более что миллионеры у нас растут как грибы после дождя и спрос на
дорогие автомобили постепенно увеличивается», - сказал эксперт
ГАЗЕТЕ.
СПРАВКА
Незадолго до появления информации о сделке в
России был дан официальный старт продажам автомобилей TVR.
Автомобили доступны по предварительному заказу, а стандартный срок
изготовления и поставки составляет 2 месяца. На данный момент в
Россию официально поставляются лишь Tuscan (88 тыс. долларов) и
Tuscan S (112 тыс. долларов). В течение ближайших двух месяцев в
России будут доступны еще две новинки: Sagaris и Tuscan 2. По
словам экспертов, при технических характеристиках, превосходящих
показатели таких автомобилей, как Ferrari и Lamborghini, автомобили
TVR имеют более приемлемую цену. При этом цена на автомобили в
России примерно на 15% дороже английских из-за таможенных и
логистических надбавок.
TVR
TVR - независимая британская автомобильная
компания, созданная инженером Тревором Уилкинсоном в 1947 году.
Спортивная история TVR началась в 1962 году, когда на 24-часовой
гонке Le Mans участвовало три автомобиля Grantura. В 1982 году у
руля TVR встал ее бывший владелец Питер Уилер. В линейку компании в
различные годы входили такие автомобили, как Griffith, Chimaera,
Cerbera, Tuscan. Все автомобили построены по единой схеме: прочная
рама из стали с навешенными на нее пластиковыми панелями кузова и
независимая подвеска гоночного типа. Каждый экземпляр автомобиля
собирается вручную согласно индивидуальным требованиям заказчика.
Максимальная скорость 245-290 км/ч, а разгон с места до 100 км в
час за 4,1-5,3 секунды.