Renault откупилась от Volvo
Артур Саруханов
Французская компания Renault пошла на попятную в
многолетнем споре со своим шведским партнером Volvo, согласившись
выплатить ему 108 млн. евро. Французы признали тот факт, что
завысили стоимость акций, переданных шведам в рамках слияния
грузовых подразделений. Таким образом шведы пытаются компенсировать
свои неудачи на российском рынке, который является для Volvo одним
из самых проблемных из-за высокого импорта подержанных грузовиков.
Неудачное партнерство в производстве грузовиков преследовало
шведскую компанию Volvo с 1996 года. После продажи за 6,5 млрд.
долларов своего легкового подразделения американской компании Ford
шведский концерн сосредоточился на производстве грузовых
автомобилей. Тогда же Volvo инициировала слияние с другим шведским
производителем - компанией Scania. Однако еврокомиссары увидели в
этом партнерстве нарушение антимонопольного законодательства и
завернули сделку, оценивавшуюся в 6,9 млрд. долларов. В 2000 году
Volvo Trucks нашла нового партнера в лице Renault Trucks и
принадлежащей французам североамериканской Mack Trucks. Партнерами
шведы и французы стали в 2000 году после подписания соглашения об
учреждении новой международной компании по производству грузовых
автомобилей. В результате сделки к Volvo перешло 100% акций
грузового подразделения Renault V.I./Mack в обмен на 15% акций
компании Volvo. Однако после заключения сделки шведы заявили, что
активы и капитализация Renault V.I./Mack не соответствуют стоимости
переданных акций. Чтобы откупиться от нападок финансистов шведского
партнера, компания Renault заключила на прошлой неделе сделку с
Volvo. В рамках соглашения Renault перечислит AB Volvo 108
миллионов евро. Именно эта сумма была недостающим звеном созданного
некогда альянса. Впрочем, недовольство Volvo можно назвать не иначе
как лукавством, а достигнутое соглашение - лишь делом принципа,
считают эксперты. Дело в том, что Volvo Trucks в прошлом году
сэкономила 350 млн. евро благодаря сотрудничеству с французами. По
словам исполнительного директора компании Лейва Йохансона, к 2007
году эта цифра увеличится, так как число одинаковых комплектующих,
используемых Volvo, Renault и Mack, достигнет 60-65%. Кроме того,
сделка с французами принесла Volvo лидерство на европейском
континенте (28% рынка) и второе место в мире по производству
грузовиков после Mercedes Group, входящей в DaimlerChrysler. А
чистая прибыль шведского концерна за 9 месяцев текущего года
выросла по сравнению с аналогичным периодом годичной давности на
84%, до 646 млн. евро. В 2005 году шведы ожидают роста продаж на
всех ключевых рынках в среднем на 5-10%. Впрочем, российский рынок
эта участь может миновать, отмечают эксперты. С запущенного в
прошлом году на базе концерна "Научный центр" (Зеленоград)
конвейера "VTC-Зеленоград" по сборке тягачей и грузовиков Volvo
сошло 250 машин. И хотя ежегодная производственная мощность завода
составляет 1,5 тысячи автомобилей, увеличить производство компания
не может, хотя цены на грузовики российской сборки на 12% ниже
шведских аналогов. По словам
аналитика ИФК "Метрополь" Дениса Нуштаева, всему виной рынок
подержанных грузовиков, которые выгоднее приобретать, чем новые, в
том числе произведенные в России.