Денис Виксне
Шведская компания Volvo объявила о намерении
построить в Калужской области завод по производству грузовиков.
Напомним, у Volvo Trucks – подразделения, производящего грузовые
автомобили, – уже есть сборочная площадка в Зеленограде, которая
рассчитана на выпуск 500 автомобилей в год. Однако у шведского
концерна нет возможности расширять производство рядом с Москвой. В
сообщении компании говорится, что решение о создании нового
производства продиктовано усиливающимся спросом в России на
продукцию Volvo. Продажи грузовиков Volvo в России c 2003 года
увеличились в пять раз, достигнув в 2006 году 2,5 тыс. единиц.
Новая сборочная линия должна заработать в 2009 году. Она будет
рассчитана на производство 15 тыс. грузовиков в год: 10 тыс.
автомобилей Volvo и 5 тыс. – Renault грузоподъемностью от 5,5 до 35
тонн. Однако для получения льгот на поставку комплектующих по
режиму промышленной сборки мощность сборочного производства должна
составлять 25 тыс. автомобилей в год. Поэтому Volvo Trucks в
будущем собирается увеличивать объемы производства. Под Калугой
грузовики будут собирать из машинокомплектов. Там же будет
производиться сварка кузовов. В дальнейшем Volvo намерена
постепенно проводить локализацию производства. В новое предприятие
шведский концерн готов инвестировать $140 млн, а готовую продукцию
собирается продавать не только на российском рынке, но и направлять
ее на экспорт. Сборочное производство в Зеленограде продолжит
работу. При этом Volvo уже достигла договоренности с АФК «Система»
о выкупе принадлежащих ей 34% акций совместного предприятия по
сборке грузовиков «ВТС-Зеленоград». Остальные 66% акций принадлежат
Volvo Trucks. Стороны планируют завершить сделку в конце мая 2007
года, ее сумма пока не раскрывается. Планы Volvo создать
новое производство грузовиков в России вполне оправданны, учитывая
увеличение потребностей в транспортных услугах и рост рынка
перевозок, отметил аналитик компании «Метрополь» Александр
Жуков. По словам эксперта из компании «БрокерКредитСервис»
Севастьяна Козицына, российских перевозчиков привлекает не только
качество грузовиков Volvo, но и комфорт, немаловажный при дальних
перевозках. «Транспортный рынок требует, чтобы перевозчики
использовали самую современную технику, оснащенную бортовыми
компьютерами и спутниковой навигацией», – отметил аналитик. Сами
перевозчики, как показывает практика, предпочитают использовать
подержанный иностранный подвижной состав. Большинству из них новые
машины не по карману. Не помогают даже лизинговые схемы. Севастьян
Козицын уверен, что к 2010 году Volvo будет лидером по продаже
магистральных тягачей в России. При этом российский рынок новых
машин будет на 70% представлен иностранными производителями и
только на 30% – отечественными. Все аналитики, опрошенные «Гудком»,
заявили, что планы Volvo не будут иметь негативных последствий для
ведущего производителя российских тяжелых грузовиков – КамАЗа. «К
2009 году КамАЗ сможет в три раза увеличить объемы производства и
значительно модернизирует выпускаемую продукцию», – заявил аналитик
«Тройки-Диалог» Гайрат Салимов.