ММК остановил поставки ей металла
Дмитрий Ъ-Беликов
Магнитогорский меткомбинат (ММК) приостановил
отгрузку стального листа группе ГАЗ из-за долгов. В числе должников
ММК также называются АвтоВАЗ и КамАЗ. Но эксперты полагают, что ММК
не пойдет на дальнейшее обострение отношений с автопроизводителями,
которым государство обещало поддержку.
Вчера информагентства со ссылкой на источник в
ММК передали, что комбинат прекратил отгрузку стального листа
группе ГАЗ (обеспечивает до 25% потребностей группы). Точная сумма
долга группы перед металлургами не раскрывается. Но в целом
предприятия автопрома задолжали ММК около 3 млрд руб. (общая
задолженность потребителей перед комбинатом -- 25-27 млрд руб.), в
числе должников также АвтоВАЗ и КамАЗ. Им отгрузка пока не
остановлена.
На ММК "Ъ" официально подтвердили эти цифры, а
также факт остановки поставок в адрес ГАЗа. Представитель "Русских
машин" (контролирует группу) Елена Матвеева пояснила лишь, что долг
образовался "в июне-июле, когда металлурги необоснованно высоко
подняли цены на стальной лист". Госпожа Матвеева подчеркнула, что
сейчас ГАЗ ведет расчеты с ММК и надеется в ближайшее время
погасить задолженность. На АвтоВАЗе и КамАЗе от комментариев
отказались.
Это первый случай открытого противостояния
группы ГАЗ с одним из крупных поставщиков. О том, что у группы
появились проблемы с поставщиками, стало известно в конце октября.
Группа отправила им письмо, в котором признала задолженность,
пообещав погасить ее к середине 2009 года. Тогда в ГАЗе особо
подчеркивали, что "возможные экстремистские действия некоторых
поставщиков по навязыванию группе своих сценариев (например, полной
оплаты задолженности и после этого продолжения отгрузки) приведут к
одному -- производство (на площадках группы ГАЗ.-- "Ъ") будет
остановлено, и оплаты даже в суточном темпе не будет".
Впрочем, неофициально и в ММК, и в группе ГАЗ
говорят, что меткомбинат не полностью остановил поставки. Косвенно
это подтверждается и тем, что вчера группа запустила конвейер
Горьковского автозавода (он стоял две недели). Один из источников
"Ъ" отметил, что ГАЗ и ММК ведут переговоры о пересмотре формулы
цены за поставляемый металл, очередной раунд назначен на завтра.
Разрывать отношения ни ММК, ни группа ГАЗ не намерены, утверждают
источники "Ъ".
Максим Худалов из ИФК "Метрополь"
подтверждает, что в июне-июле цена на оцинкованный прокат
(применяется в автопроме) была на пике -- $1,5-1,7 тыс. за
тонну. Сейчас она снизилась до $1,35 тыс. за тонну, но
группе ГАЗ, которая, как и другие автопроизводители, столкнулась с
нехваткой оборотных средств, важно пытаться и дальше сбить цену на
металл, говорит Михаил Лямин из Банка Москвы. На ММК говорят, что
отгружают группе 14-16 тыс. тонн проката в месяц. Если эти
данные верны, то доля ГАЗа в сбыте ММК не превышает 1-2%, говорит
Максим Худалов. В целом на автопром, по его оценкам, приходится до
5-6% сбыта ММК, так что отказ от этих потребителей не станет для
комбината серьезным потрясением.
Однако Михаил Лямин из Банка Москвы считает, что
в переговорах с ММК более сильная позиция будет у группы ГАЗ.
Аналитик напоминает, что правительство называло автопром в качестве
одной из приоритетных отраслей, которую необходимо поддерживать в
условиях кризиса, то есть может вмешаться в конфликт. В этой
ситуации, по мнению господина Лямина, ММК вряд ли станет
останавливать отгрузку автозаводам.