За первый квартал убытки автогиганта
оказались почти такими же, как и за предыдущий год
Екатерина Сороковая
В конце прошлой недели ОАО АвтоВАЗ опубликовало
финансовые отчеты по итогам 2008 года и первого квартала 2009 года.
Они лишний раз подтвердили тот факт, что в начале года финансовое
положение автогиганта продолжало быстро ухудшаться.
Чистый убыток крупнейшего отечественного
автопроизводителя по российским стандартам бухучета в январе -
марте составил 6,3 млрд рублей. При этом за весь 2008 год чистый
убыток АвтоВАЗа составил 6,68 млрд рублей. Выручка компании в
первом квартале упала в 2,2 раза, между тем по итогам года она
показывала еще пусть мизерный, но рост - 3,6%.
По мнению аналитиков, убытки за первый квартал
2009 года зафиксированы на таком высоком уровне, поскольку АвтоВАЗ
за этот период продал гораздо меньше машин, чем за аналогичный
период прошлого года. При этом он нес достаточно высокие затраты от
простоя производства. Это было связано и с длительными новогодними
каникулами, и с тем, что на заводе несколько раз останавливалась
работа конвейера. Причиной этих остановок были в первую очередь
неурегулированные финансовые отношения с поставщиками завода, в
частности, с группой СОК.
"На сегодняшний день склады АвтоВАЗа затоварены,
автомобили не реализуются из-за падения спроса и удорожания
кредитных ставок по автокредитованию", - говорит генеральный
директор компании "Финэкспертиза" Дмитрий Шустерняк. А
аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак добавляет, что, когда выйдут
данные по итогам 2008 года по международным стандартам финансовой
отчетности, предположительный убыток АвтоВАЗа составит около 6,8
млрд рублей. Дело в том, что ранее Renault, как акционер,
прогнозировал убыток в 7 млрд рублей.
При этом, по прогнозам Минпромторга, по итогам
2009 года выручка АвтоВАЗа упадет лишь на 4,3%. Правда, достигнуто
это будет в первую очередь за счет повышения цен: физический объем
продаж завода упадет на 25,3%. Впрочем, в первую очередь на
финансовое положение завода должно будет повлиять не это
обстоятельство.
Как отмечают аналитики, сравнительно спокойно
смотреть в будущее АвтоВАЗу позволяет обещанная государством
поддержка на общую сумму 115 млрд рублей.
Как заявил президент АвтоВАЗа Борис Алешин, уже
летом 2009 года завод может полностью восстановить свою
ликвидность. При этом в ходе заседания, посвященного антикризисным
мерам правительства и перспективам российской промышленности, в
конце прошлой недели Алешин объявил о планах выпуска автомобилей в
2009 году на уровне 475 тыс., что в 1,7 раза меньше чем в 2008
году.