Александра Качалова
В разгар финансового кризиса, когда продукция не
продается, кредиты не предоставляются, а компании всеми силами
стремятся минимизировать издержки, группа "ГАЗ" заявила о выпуске
нового коммерческого автомобиля. Компания уверена,
что грузовик станет самым конкурентоспособным в своем
сегменте. Прежде всего, за счет цены, а она невероятно низка –
всего $6 тыс. Без сомнения, такая машина пользовалась бы спросом в
любые кризисы или, тем более, в кризисы. Но реальность заявленной
цены вызывает серьезные сомнения.
О новом автомобиле сообщил владелец
"Базового элемента", контролирующего группу "ГАЗ", Олег Дерипаска.
Выпуск суперконкурентного авто планируется начать в "ближайшее
время". Позже Группа "ГАЗ" уточнила, что речь идет о "ГАЗели".
"Сейчас минимальная стоимость "ГАЗели"
составляет порядка $10 тыс. Руководство поставило перед нами
задачу: сделать автомобиль таким, чтобы не ломался, не ржавел и был
недорогим. Производство может быть организовано уже в 2009 году", -
заявил РИА «Новости» президент ОАО "ГАЗ" Николай Пугин. По его
словам, снижение стоимости автомобиля группа намерена добиться
за счет удешевления металла и ряда комплектующих, а также перехода
на двигатели "Ульяновского моторного завода", входящего в "Группу
"ГАЗ".
Без сомнения, в ситуации, когда кредиты
становятся недоступны (а основная часть коммерческих автомобилей
покупается именно в кредит или лизинг), супердешевый грузовик
выглядит как находка, палочка-выручалочка для компании, у которой
никто ничего не покупает. Он же – палочка-выручалочка для тех, кто
нуждается в грузовике, но теперь не имеет возможности его
приобрести. Все это так, если бы не одно "но". В первую очередь -
финансы.
Компания "ГАЗ-финанс", (100-процентная "дочка" Группы "ГАЗ")
должна была выполнить обязательства по досрочному выкупу рублевых
облигаций на 5 млрд руб., но сделать этого не смогла. Поэтому у
компании случился так называемый "технический дефолт". В случае,
если обязательства не будут выполнены в течение месяца, дефолт
станет реальным. Конечно, вряд ли у событий будет такое развитие,
но сам этот пример является лишним доказательством, что у компании
не все гладко в финансовом вопросе. Между тем, разработка и
создание нового автомобиля, да даже ребрендинг старого, требует
значительных денежных вливаний. "Перспективы у новой машины в
условиях кризиса и желания компаний снижать издержки были бы, если
по такой стоимости, действительно, можно что-то произвести.
Создание любого автомобиля требует больших капитальных сложений и
нескольких лет работы. Поэтому не знаю, насколько заявлениям можно
верить", - отметил в разговоре с Накануне.RU аналитик ИК "Финам"
Константин Романов, имея в виду слова Олега Дерипаски о создании
коммерческой машины за $6 тыс.
Однако средства господдержки все равно будут получены, и тратить их
на что-то нужно.
А на что, если не на разработку нового перспективного
проекта?, - задает вопрос аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак.
"Среди масштабных проектов компании – организация собственного
производства двигателей. Второе, куда можно вкладывать средства - в
разработку нового продукта", - говорит аналитик. Он напоминает, что
компания разрабатывает платформу "ГАЗель-2", на которой
планировалось производить машины в 2011-2012 годах. "Возможно, это
и будет та платформа, которая станет основной для заявленных
автомобилей", - подчеркивает Михаил Пак. Правда, как раньше
заявлял президент ОАО "ГАЗ" Николай Пугин, производство
"бюджетного" грузовика может быть организовано уже в 2009 году. Вот
только на основе чего – непонятно.
Даже если предположить, что Группа "ГАЗ" сможет позволить себе
масштабные инвестиции в новую "ГАЗель", встает вопрос о качестве и
востребованности данной машины. "Востребован такой автомобиль будет
всегда, поскольку рынок сузился, снизилась платежеспособность
потребителей. Произойдет смещение спроса в сторону более дешевого",
- высказал Накануне.RU свое мнение аналитик Банка Москвы Михаил
Лямин.
К слову, и до кризиса цена играла для покупателей зачастую решающее
значение. Не зря в прошлом году, по данным аналитического агентства
"Автостат", в сегменте LCV, к которой относится заявленная новая
"ГАЗель", основная доля (около 80%) продаж приходилась на
отечественные автомобили. И первым среди своих была именно Группа
"ГАЗ", на которую приходилось 60,7% всех продаваемых машин. На
втором месте был "УАЗ" с долей рынка в 16,3%. Среди иномарок
лидерами являлись Volkswagen и Ford с 3,7% рынка на каждого.
Более качественные и дорогие иномарки сегодня для покупателей
остаются, скорее, мечтой, а вот у отечественных производителей
грузовиков, особенно в свете заявленных мер господдержки, есть все
шансы завоевать новых поклонников своей продукции. Но это, пожалуй,
невозможно, без высокого качества, которое в российском
автомобилестроении хромает на две ноги. И вот сейчас, когда речь
идет о грузовике за $6 тыс., надеяться, что за такую цену можно
получить комфортную и надежную машину, не приходится.
Вот, например, индийский автоконцерн Tata презентовал в начале
прошлого года маленький авто стоимостью всего $2,5, который стал
самым дешевым автомобилем в мире. Задумка, конечно, интересная, вот
только мало кто, особенно в стране, где привыкли хоть к какому-то
комфорту, станет ездить на этой малютке. Хотя бы из соображений
безопасности. Ведь в машине металлическими являются лишь несущие
части и мотор, а все остальное сделано из пластика. Машина едет.
Пожалуй, это все, что она делает. Кстати, концерн отложил массовый
выпуск самого дешевого в мире автомобиля.
Грузовик за $6 тыс. долларов – это почти также фантастично, как
легковушка за $2,5 тыс. За счет чего можно снизить стоимость?
"Отчасти за счет падения цен на металл. Отчасти за счет упрощения
модели", - говорит аналитик Банка Москвы Михаил Лямин.
Действительно, цены на металл упали. Но останутся ли они на столь
низком уровне к тому времени, как новую "ГАЗель" запустят в
массовое производство? Если это произойдет через год-два-три, то,
скорее всего, нет. Второй способ удешевления автомобиля – менее
качественные комплектующие. Таким образом, российский автопром,
которому до европейских, американских и ведущих азиатских
производителей, как до звезд, становится еще дальше от цели создать
наконец-то что-то стоящее.
"$6 тыс. = 216 тыс. руб. Это достаточно низкая планка.
Если смотреть розничные цены на автомобили группы "ГАЗ", то в
минимальной комплектации они стоят 311 тыс. руб. Стоит
разграничить, $6 тыс. это конечная цена автомобиля или та, по
которой будет отпускаться дилерам? Думаю, что на какой-то
автомобиль они смогут поставить ценник $6 тыс., но это будет
базовая комплектация, будут продавать просто кузов, а все остальное
– докупать сами покупателя", - считает аналитик ИФК "Метрополь"
Михаил Пак.
И все же, он напоминает, что "АвтоВАЗ" тоже когда-то заявлял о
разработке автомобиля класса С по цене в $10, а в конечном варианте
она была увеличена до $16 тыс. Точно также ГАЗ сейчас закладывает
цену в $6 тыс., но впоследствии может изменить цену до $9-$10 тыс.
К сожалению, чудес не бывает, как и хорошее – очень
дешевым.