Контрольный пакет НМТП достался
«Транснефти» и «Сумме капитал» фактически бесплатно: сделку оплатил
сам порт, взяв на это кредит у Сбербанка
Алексей Непомнящий
«Сумма капитал» и «Транснефть» заплатили за
50,1% Новороссийского морского торгового порта (НМТП) немногим
больше $2 млрд, заявил на организованном «Ведомостями» Евразийском
транспортно-логистическом форуме президент «Суммы капитал» Марат
Шайдиев. Ранее источники «Ведомостей», близкие к НМТП и его бывшим
владельцам, говорили, что сумма составила около $2,5 млрд.
Сделка была закрыта в январе 2011 г., но еще
осенью прошлого года «Сумма» и «Транснефть» продали НМТП за $2,15
млрд 100% Приморского торгового порта (ПТП). Сделку профинансировал
Сбербанк, который перед ее проведением одолжил НМТП $1,95 млрд.
Исходя из слов Шайдиева, после этого они заплатили схожую сумму
бывшему владельцу 50,1% НМТП - Kadina Ltd Александра Пономаренко,
Александра Скоробогатько и Аркадия Ротенберга. То есть, по сути,
сделка была проведена без денег. Представители «Суммы» и
«Транснефти» не стали это комментировать.
Однако, исходя из названной
Шайдиевым цены, «Сумма капитал» и «Транснефть» заплатили 45% премии
к рыночной цене: на момент сделки стоимость 50,1% акций порта на
LSE составляла $1,38 млрд. Но миноритарии НМТП от проведения этой
сделки пострадали: более эффективный новороссийский порт оценили
дешевле, чем ПТП, отмечает аналитик «Метрополя» Андрей
Рожков.
Похоже, изначально продавцы и покупатели
договорились, что сделка должна быть безденежной, считает аналитик
«ВТБ капитала» Елена Сахнова. Бывшие акционеры НМТП давно хотели
продать актив, однако запросили за него довольно высокую цену и
«Сумме» и «Транснефти» пришлось подгонять оценку ПТП, чтобы она
соответствовала запросу продавцов, полагает Сахнова. А сама схема
сделки была выбрана исходя из удобства ее проведения, считает
Рожков: «Сумма» и «Транснефть» могли бы взять кредит на ПТП, а
затем этот порт мог бы выкупить долю в НМТП, но этот долг все равно
оказался бы на объединенной компании.
Новороссийский морской торговый
порт
стивидорный холдинг
Основные владельцы - Novoport Holding
(50,1%), государство (20%), структуры РЖД (5%).
финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие
2010 г.):
Выручка - $499,4 млн,
прибыль - $233 млн.
Приморский торговый порт
Финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие
2010 г.):
Выручка - 2,99 млрд руб.,
прибыль - 1,34 млрд руб.