В случае отказа ГК «СОК» от активов «ИжАвто» завод может
быстрее рассчитывать на помощь государства
Василий
Маринин
На прошлой неделе стало известно, что группа «СОК» избавилась от
своего актива «ИжАвто», продав акции менеджменту автозавода. В то
же время премьер-министр РФ пообещал решить вопрос по переходу
предприятия под крыло государства. Ситуация осложняется тем, что
АвтоВАЗ до сих пор не может решить вопрос о покупке «ИжАвто».
На прошлой неделе президент Республики Удмуртия Александр Волков
на встрече с премьер-министром РФ Владимиром Путиным заявил, что
для сохранения ОАО «ИжАвто» и предотвращения его банкротства
предприятию необходимо содействие в завершении работы по переходу в
ведение корпорации «Ростехнологии» и включение «ИжАвто» в перечень
системообразующих предприятий страны. Путин по итогам встречи дал
поручения профильным федеральным ведомствам проработать вопросы,
озвученные Волковым, и оперативно внести соответствующие
предложения. Уже на следующий день Волков, выступая в эфире одного
из российских каналов, отметил, что увольнять 5000 сотрудников
«ИжАвто» никто не будет. Одновременно с этим появилась информация,
что основной владелец «ИжАвто» – ГК «СОК» продала свой актив
менеджменту автозавода в лице «Норекса», «Гросса» и «Иж-Комплекта».
Ранее же активно обсуждался вопрос покупки ижевского автозавода
АвтоВАЗом.
Однако, как прокомментировал ситуацию президент АвтоВАЗа Борис
Алешин, «в Ижевске ВАЗ не может рассчитывать на реализацию только
собственной программы Lada. Нам необходимо загружать мощности этого
завода и сборкой моделей Renault-Nissan». По мнению Алешина,
полностью речь об отказе от покупки «ИжАвто» не идет, предприятие в
условиях кризиса взяло небольшую паузу. «Бывает, что сделки не
доходят до конца – это нормально. Не исключаю, что мы вернемся к
переговорам по «ИжАвто» в будущем», – подчеркнул Алешин. Также он
опроверг все версии о личных мотивах затянувшихся процессов
покупки.
Как отмечает исполнительный директор Самарской гильдии
финансистов Дмитрий Яковенко, в СОКе сегодня не хватает как
специалистов инженерного ряда, которые могут развивать
производство, так и специалистов финансового характера, которые
могли бы эффективно корректировать финансовые потоки на
производстве. «СОК – это скорее инвестиционная компания, хотя и
работающая в реальном секторе, но никак не промышленная корпорация.
Как только они понимают, что проект не представляет интереса, они
избавляются от этого актива», – говорит Яковенко и подчеркивает,
что продажа акций «ИжАвто» вполне вероятна. Предприятие, где
большая часть акций принадлежит частным лицам, не будет
системообразующим. «Золотая» акция должна быть у государства», –
отмечает финансист. По его мнению, если СОК вышел из игры, то на
«ИжАвто» могут прийти «Ростехнологии», что означает приток
государственных инвестиций. Получить комментарии в ГК «СОК»
«Времени» не удалось.
Михаил ПАК, аналитик ИФК «Метрополь»:
- У нас пока нет никакой информации об этой сделке, но по
большому счету СОК и не опровергает ее. Вероятнее всего, группа
будет концентрироваться на других своих активах. Ижевский автозавод
находится в тяжелом положении, мы уже видели, что у него возникают
проблемы с выполнением обязательств. Вполне нормально на этом фоне
выглядит ситуация с продажей акций. И теперь уже непосредственно
сам менеджмент «ИжАвто» будет пытаться решить существующие вопросы.
Безусловно, обещания премьер-министра можно воспринимать как
позитивный момент, но все это требует времени. АвтоВАЗу для
расширения мощностей на данный момент нет смысла покупать «ИжАвто»,
поскольку рынок находится не в лучшем состоянии. Очень вероятна
возможность покупки «ИжАвто» «Ростехнологиями».Владислав
ИСАЕВ, ведущий аналитик УК «Финам- Менеджмент»:
- Официального подтверждения о продаже СОКом акций «ИжАвто» ни
со стороны группы, ни со стороны менеджмента завода не поступило.
Поэтому пока можно говорить об этом лишь как о слухе. После того,
как не состоялась сделка между СОКом и АвтоВАЗом по обмену
активами, сценарии могут быть самые разные. Нельзя исключать,
например, что могут объявить об аннулировании этой сделки, или о
том, что изменились ее условия, или что менеджмент предприятия
совершил ее в пользу какого-то третьего лица.