Анастасия Малахова, Екатерина Шохина
Россия практически завершила серию двусторонних
переговоров об условиях своего вступления в ВТО.
Автопроизводителям в России придется снижать издержки,
иностранные банки скорее всего поглотят частные российские,
а защитить сельхозпроизводителя будет уже практически
невозможно. Россия и США подписали двусторонний договор
по вступлению России в ВТО. Таким образом, приближается
завершение длящегося уже тринадцать лет процесса нашего
вступления в эту организацию. Америка была последней крупной
страной, с кем мы наконец завершили двусторонние
переговоры. Теперь начнется этап многосторонних переговоров,
который обычно занимает шесть-восемь месяцев.
Воспрепятствовать вступлению России в ВТО теоретически теперь
могут только Молдавия, с которой двустороннее соглашение
не подписано, и Грузия, отозвавшая недавно свою подпись.
Но российские переговорщики считают, что самые сложные
переговоры уже позади. «Мы бы хотели завершить многосторонний
этап переговоров в середине следующего года и в том
числе найти развязки по тем вопросам, которые ставят Молдавия
и Грузия, — сказал глава Минэкономразвития Герман
Греф. — Ставятся политические вопросы, которые в ходе
этого раунда [многосторонних переговоров] нам надо будет
с партнерами решить и найти приемлемую развязку". Итак,
о чем же договорились Россия и США и насколько
принятое соглашение отвечает интересам российского бизнеса?
На финансовом рынке Россия отвоевала запрет на открытие
филиалов иностранных банков и сохранила за собой право
ограничивать иностранное участие в совокупном капитале
российских банков на уровне 50%. Сейчас ограничения
на капитал иностранцев нет, но законом предусматривается
возможность его установления. Капитал иностранных банков
составляет, по оценкам экспертов, порядка 11%.
Но российские банкиры уверены, что в будущем частные
банки зафиксированная в соглашении квота погубит.
«В ближайшие два-три года вряд ли капитал
иностранных банков составит 50 процентов совокупного
капитала всей банковской системы. Для этого надо, чтоб все
российские частные банки продались. Но в долгосрочной
перспективе мы получим иностранно-государственную банковскую
систему, где доля частных банков если и будет, то вряд
ли превысит 10 процентов», — считает член правления
Международного Московского банка Иван Розинский. Того
же мнения придерживается и ведущий эксперт Центра
макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования
Олег Солнцев, по мнению которого, с учетом нынешней
активнейшей экспансии иностранцев, уже через три года
их доля составит 40%, а на долю частных банков
останется лишь малоинтересный бизнес в российской глубинке.
«Это квота большая и будет угрозой российским банкам, —
считает вице-президент Ханты-Мансийского банка Владимир
Мехряков. — Ведь главный недостаток наших банков – это
дороговизна ресурсов, мы не можем конкурировать
с западными «дочками», потому что они могут предоставлять
деньги и корпоративным, и частным заемщикам дешевле
и в большем объеме. Ведь их материнские компании
могут привлечь деньги максимально дешево. Особенно тяжело придется
региональным банкам. Иностранцы заинтересовались даже
финансированием малого бизнеса, который до сих пор оставался
у российских банков. Региональным банкам остается либо
консолидировать свой капитал (но многие банкиры, являющиеся
еще и руководителями промышленных предприятий, в развитии
банковского бизнеса вообще не заинтересованы), либо
продаваться». Либерализация страхового рынка будет еще более
значительной. По прошествии переходного периода
– девяти лет – зарубежные страховые компании смогут
открывать в России свои филиалы. Однако иностранное участие
в совокупном капитале страховых компаний также не сможет
быть больше 50%. Сейчас установленная квота, действующая
в течение уже трех лет, составляет 25%. «Но ни разу
за все годы развития российского страхового рынка цифра
реального присутствия иностранного капитала не превышала 4−4,5
процента», — отмечает вице-президент “Ингосстраха” Илья
Соломатин. Он радуется, что переходный период
установлен на девять лет - эти сроки позволят рынку
выйти на более качественный уровень развития
и не бояться конкуренции с филиалами, правда, при
условии, что филиалы будут приравнены по правовому статусу
к дочерним компаниям. “Если условия будут разные,
то издержки на бизнес у филиалов будут значительно
ниже и ни о какой равной конкуренции говорить будет
нельзя,” — говорит Соломатин. Речь идет об обязательном
требовании уставного капитала (для осуществления разных видов
страхования он разный - от 30 до 120 млн
рублей), получении лицензии и, самое главное, об
отношении к страхователю - дать ему возможность
в случае спорной ситуации право на защиту
на российской территории, а не где
бы то ни было. «Еще одна составляющая
– формирование резервов, на филиалы это
не распространяется, — комментирует Соломатин. —
Филиал должен гарантировать, что свои обязательства
он сможет обеспечить. Все слова о том, что
у материнской компании огромные капиталы – это хорошо,
но эти капиталы расположены за пределами страны
– госорганы, таким образом, не смогут де-юре защитить
интересы страхователей и страховщиков-контрагентов». Илья
Соломатин напоминает, что филиалы страховых компаний существуют
во многих странах мира, но к ним установлены
те же требования, что и к дочерним компаниям.
Что касается нефинансового сектора, то Россия должна будет
снизить средневзвешенные ставки тарифов на импорт промтоваров
с 11 до 7%. Больше всего ввозные пошлины будут
снижены на новые иномарки – в течение семи лет
с 25 до 15%. А на джипы с объемом
двигателя более 4,5 л пошлины будут снижены до 12%.
По подсчетам аналитика «Метрополя» Александра Жукова,
ввозные иномарки, таким образом, могут подешеветь на 8%.
Представители автопроизводств, работающих на территории
России, осознают для себя угрозу возрастающей конкуренции.
В том числе это касается и автосборок. Например, самая
простая крупноузловая сборка удешевляет автомобиль
на 10%, отмечают эксперты. Выигрыш в ценовой конкуренции
получается 2%. Но автопроизводители не унывают.
«Мы будем анализировать ситуацию и думать, как нам
перестроиться, — говорит гендиректор «Автотора» Валерий
Горбунов. – Наше конкурентное преимущество не только
в экономии на таможенных пошлинах,
но и в логистических схемах. Стоимость поставки
готового автомобиля существенно дороже не только из-за пошлин,
но и из-за логистики: в один контейнер
вмещаются два готовых автомобиля или комплектующие для
производства четырех автомобилей». «Действительно,
автосборочным производствам в России есть куда снижать цены
– рабочая сила у нас пока дешевая,
да и электроэнергия тоже, – говорит Александр
Жуков. — К тому же не факт, что импортеры
захотят снижать цены, особенно на относительно дешевые
автомобили – сейчас они нарасхват». Действительно,
пока наценка салонов от ввозной цены на многие виды
автомобилей составляет почти 50%, вряд ли уменьшение пошлины
здесь может сыграть на руку покупателям. Пока в салонах
многомесячные очереди на новые иномарки, ни о каком
снижении цен и речи быть не может. «Для прогрессивных
автомобильных компаний уровень ставки – это не самое
главное в их стратегии, их конкурентное
преимущество — кооперация с иностранными производителями
и выпуск новых моделей», — говорит начальник управления
Института комплексных и стратегических исследований Евгений
Погребняк. О выпуске новых моделей, приспособленных
к российским реалиям, заявлял, в частности, Volkswagen.
К 2009 году в производство будет запущен специально
разработанный для России автомобиль на базе Volkswagen Polo.
А вот отечественным производителям, не модернизирующим
производство, придется, безусловно, худо, полагают эксперты.
В сфере сельского хозяйства самыми сложными были вопросы
о квотах и ветеринарном контроле. Что касается поставок
американского мяса на российский рынок, то, по словам
Германа Грефа, США пообещали гарантировать качество поставляемой
продукции в соответствии с международными стандартами.
Также Россия отстояла право сохранить импортные квоты
на поставку американской мясной продукции
до 2009 года и после, если возникнет такая
необходимость. Напомним, что в 2005 году между
правительствами США и РФ было заключено соглашение
«О торговле некоторыми видами мяса птицы, говядины
и свинины». Оно пока действует до 2009 года
и предполагает преференции для США – увеличение квот
на поставку мяса птицы до 1,25 млн тонн, говядины
– до 450 тыс. тонн, свинины
– до 502 тыс. тонн. Соглашение предусматривает
также, что квота на ввоз мяса птицы в Россию ежегодно
по 2009 год будет увеличиваться в среднем
на 40 тыс. тонн, доля США в ней составит 74%,
то есть в натуральных показателях будет расти
по мере увеличения квоты. В результате
в 2009 году США смогут поставить
в РФ в рамках квоты почти 1 млн тонн птичьего
мяса – 931,5 тыс. тонн против 811,3 тыс. тонн
в 2005 году. Вообще «на мясном рынке мы уже
фактически давно живем по требованиям ВТО, сами того
не замечая. В принципе до 2009 года ситуация
мало изменится, все будет проходить в соответствии
с расписанием, принятым в апреле 2004 года.
А к 2009 году мы проведем серию сложных
переговоров, уже, видимо, будучи членом ВТО», — говорит
генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий
Рылько. То, что Россия будет обязана импортировать мясо
с международной гарантией качества, для отечественного
производителя отнюдь не является плюсом. Сейчас наш
рынок можно защитить, приняв внутри России более жесткие
национальные стандарты (по безопасности продукции,
по ее техническим и потребительским
характеристикам). После вступления в ВТО это будет невозможно.
Правда, Рылько считает, что ситуация небезнадежна. «Что
же до отсутствия у России права проверять мясо
на своей территории, то здесь речь скорее всего идет
об отсутствии сплошной проверки, а не проверки как
таковой. Право выборочной проверки сохранится в любом
случае», — говорит Рылько. Основные же риски,
по словам Рылько, это, во-первых, резкое ограничение
возможности поднимать импортные тарифы. Во-вторых, нам, возможно,
не дадут того уровня агрегатной поддержки (AMS, или уровень
искажающей рынок поддержки отечественных сельхозпроизводителей,
входящий в так называемый желтый ящик), который страна
отстаивает на переговорах. Кроме того, в России
до конца не отработаны инструментарий и механизм
прямой государственной поддержки сельского хозяйства. «К тому
же, чтобы в полную силу воспользоваться преимуществами
членства в ВТО и нейтрализовать его недостатки, нужна
армия профессиональных юристов, экономистов, международников,
специально заточенных под сельское хозяйство. Такого пока нет.
А ведь ВТО – больше процесс, чем результат», —
отмечает эксперт.