Проект автосборочного производства может отойти от Ростовской
области к соседнему региону
ОАО «Минский автомобильный завод» отказался от создания в
Ростовской области сборочного производства пассажирской техники.
Производственная площадка была найдена в Гуково, однако белорусскую
сторону не устроили неопределенные перспективы сбыта. Теперь проект
может получить продолжение в Краснодарском крае — региональные
власти на следующей неделе будут его обсуждать на встрече с
Белорусской правительственной делегацией. При этом рассматриваются
варианты сборки уже не только пассажирской техники минского
автозавода, но и грузовиков.
Как сообщил вчера на пресс-конференции
руководитель посольства Белоруссии в ЮФО и СКФО Станислав Матук,
заинтересованность в сборочном производстве МАЗа на юге проявляют
власти Кубани. «Ранее интерес к проекту проявляла Ростовская
область. Не получилось. Теперь с подобной инициативой выступает
Краснодарский край», — сообщил господин Матук. По его словам,
автосборочная тема будет обсуждаться в ходе запланированного на
конец марта — начало апреля визита в регион вице-премьера
правительства Республики Беларусь Анатолия Калинина.
Минский автозавод начал поиск инвестплощадки на
юге, обеспеченной инфраструктурой и подходящей для создания
сборочного производства автобусов мощностью порядка 100 машин в
год, летом 2009 года. Несколько вариантов предложили власти города
Гуково Ростовской области. в конце 2009 года представители
белорусского предприятия посещали ЗАО «Ростовгормаш» (занимается
ремонтом горно-шахтного оборудования) и вели переговоры с его
владельцами — компанией «Русский уголь», однако официального
предложения «Русскому углю» о реализации проекта сделано не было
(см. „Ъ“ от 16.03.2010 г.).
По версии белорусской стороны, проект был
приостановлен, поскольку с российской стороны не было предоставлено
гарантий, что собранный на новом предприятии автотранспорт будет
востребован и попадет в список субсидируемой из федерального
бюджета техники. «Объявлялись тендеры, и по каждому Минпромторг
формировал список техники, которая рекомендовалась для
приобретения. Позиция по отношению к белорусской технике занималась
достаточно жесткая — ее покупать не рекомендовалось», — сообщил „Ъ“
Станислав Матук.
По его словам, краснодарский сборочный проект не
ограничивается пассажирской линейкой, рассматриваются варианты
производства и грузовых моделей. «Сейчас российский бизнес по 2-3
месяца стоит под воротами „МАЗа“ для того, чтобы приобрести
грузовики», — отмечает представитель посольства.
На Минском автозаводе возможность возобновления
проекта вчера не прокомментировали. По словам источника в
администрации Краснодарского края, подобные переговоры с
белорусской стороной уже ранее велись. «Есть мощности, на которых
мы могли бы развивать сборочное производство — площадки в
Краснодаре, Тимашевске и Армавире (проект российско-белорусского
предприятия по производству троллейбусов „МАЗ-Этон“ обсуждался в
прошлом году. — „Ъ“), по этому поводу было несколько встреч, но
пока без конкретных результатов», — отметил он.
«Минский автомобильный завод» выпускает
более 250 модификаций автомобилей, свыше 60 модификаций прицепной
техники и 50 модификаций троллейбусов и автобусов (городские,
пригородные, междугородние маршруты и перевозки в аэропортах).
Около половины продукции поставляется на экспорт. По данным
аналитического агентства «Автостат», в 2010 году в России
зарегистрированы 313 новых автобусов «МАЗ» и более 4,7 тыс.
грузовиков (в ЮФО и СКФО — 11 автобусов и более 450
грузовиков).
По мнению аналитика ИФК «Метрополь»
Андрея Рожкова, экономического смысла для производства автобусов и
троллейбусов на расстоянии менее 1 тыс. км от основного завода нет.
«Спрос на эту технику после кризиса восстанавливается медленно, в
отличие от грузовиков. Главное для автопроизводителей — заручиться
твердым обещанием региональных властей, которые могут инициировать
закупки», — отмечает эксперт.
«Обычно сборка на стороннем предприятии
организовывается при загрузке мощностей основного завода либо с
целью снизить таможенные платежи, сократить затраты на логистику.
Мощности у „МАЗа“ недозагружены, таможенных платежей нет,
логистикой затраты не окупить. в условиях единого таможенного
пространства идея организовать производство на юге может быть
объяснима только желанием участвовать в распределении госзаказа и
надеждой на часть бюджетного „пирога“», — соглашается начальник
отдела аналитики «Автостат» Андрей Топтун.
По мнению ведущего эксперта УК «Финам
Менеджмент» Дмитрия Баранова, проект сборки грузовиков может иметь
перспективы на юге, учитывая потребности в грузовой технике в связи
с программами развития ЮФО и СКФО, а также в связи с проведением
Олимпиады в Сочи и чемпионата мира по футболу.