Повышение цен на бензин в Хакасии - дело решенное и ожидаемое. И
разовым скачком после майских праздников оно не ограничится.
Подтверждение тому - общероссийская ситуация: по данным экспертов
группы компаний "ОМТ-Консалт", всю первую декаду мая "в оптовом
секторе рынка нефтепродуктов наблюдалось сохранение повышательной
тенденции". Причем, больше всего дорожали такие распространенные
бензины, как А-76/80 и Аи-92 (на 270 и 260 рублей за тонну
соответственно). Бензин марки Аи-95 стал стоить больше в среднем на
170 рублей за тонну. И "повышательные тенденции" продолжаются. С
чем это связано? Скоро ли прекратится рост цен? И на каком уровне
он остановится?
Почему: мнение
специалистов и народа
В Красноярском крае ценники на заправках начали меняться раньше,
чем в Хакасии - с 7 мая. Начальник отдела государственных закупок и
цен Министерства финансов и экономики РХ Людмила ВИНОГРАДОВА
пояснила корреспонденту "Абакана", что в республике компании,
реализующие бензин в розницу, решили немного повременить с
повышением цен, чтобы не портить людям праздник 9 Мая (после
которого стоимость бензина также поползла вверх). По ее словам,
причины подорожания горючего в Хакасии те же, что и в соседнем
регионе: оптовики подняли цены. Пока оставались старые запасы - их
продавали по прежним. Что же заставило оптовиков взвинтить цены?
Эксперты группы компаний "ОМТ-Консалт" говорят о росте отпускных
цен на нефть для переработки внутри России: "Данное повышение
привело к росту себестоимости нефтепродуктов, что сказалось, прежде
всего, на компаниях, занимающихся переработкой нефти по
давальческим схемам". Но повышение отпускных цен на нефтепродукты
коснулось не только их, но и крупных компаний. Правда, по другой
причине: ставку экспортной пошлины на нефть с 1 июня 2007 года
установят в размере 200,6 долл./т.. Это явно снизит
привлекательность экспортных операций. Поэтому нефтяные компании
стараются выжать максимум выгоды из оставшегося времени, увеличивая
поставки на внешние рынки. Но пока специалисты говорят мудреными
словами о подоплеке произошедшего, местные автолюбители выдвигают
свои, народные версии. Тоже в той или иной степени заслуживающие
право на существование. О том, что это посевная с ее подскочившим
спросом на "горючку" виновата (хотя на сегодняшний день сильнее
всего подорожало не дизельное топливо, нужное для полевых работ, а
"легковушечные" бензины). И о том, что повинен так называемый
"психологический фактор". Если не в этом конкретном случае, то во
многих других, когда нельзя отыскать объективные причины
"бензиновых повышений". Проще говоря, по народному мнению, не все у
нас зависит от всяких там привязок к мировым ценам на нефть. Вон в
европейской части России вне зависимости от разных оптовых
колебаний цена на "92-й" с начала года держится на одном и том же
уровне - в среднем 19-70. Значит, ее изначально повысили "от
фонаря"? Еще одно недоумение "в тему": весной на мировом рынке
нефть дешевела, почему же тогда у нас бензин не стал стоить меньше?
А? Из этого люди делают свои выводы: в российской действительности
многое зависит и от конкретных хозяев автозаправок и чисто
психологических моментов. Скажем, владелец одной заправки,
впечатленный тревожными политическими сводками о ситуации на
Ближнем Востоке и прогнозами нефтяных экспертов, на всякий случай
повысил у себя цену на бензин. Хозяин соседней заправки, увидев
новые цифры на ценниках конкурента, сделал то же самое. И
покатилось по цепочке.
На сколько?
Так как в Красноярском крае и Хакасии с бензиновыми ценами
творятся сходные процессы, то возьмем прогнозы и с той, и с другой
стороны. Тем более, что предрекают они примерно одинаковые
повышения. То, что майское повышение - не разовое, открытым текстом
говорят российские аналитики (те же представители группы компаний
"ОМТ-Консалт"): они предрекают очередное повышение отпускных цен на
рынке нефтепродуктов во второй декаде мая. И, вероятно, оно будет
не последним. Во всяком случае, руководитель краевого Агентства
промышленности, энергетики и транспорта и коммуникаций Денис ПАШКОВ
заявил в интервью ТВК, что рост цен на бензин остановится только к
концу июня. А пока "прогнозы не совсем утешительны, мы ждем
очередное повышение цен. Я думаю, оно произойдет сразу после
праздников в оптовом сегменте". Что касается его прогнозов насчет
предельной стоимости бензина в конце июня, то краевой чиновник
поделился на примере "92-го" бензина, начавшего дорожать первым: "Я
считаю, мы не перешагнем эту планку - 19,5-20 рублей". То есть, в
целом цена на него поднимется на 2-3 рубля. Работники автозаправок
в Хакасии выдали свои прогнозы: стоимость литра разных видов
бензина поднимется от рубля до двух. Предположениям работников
некоторых заправок Красноярского края, опрошенных корреспондентом
"Абакана", похожи: цена на самые ходовые бензины поднимется не
меньше, чем на два рубля. На Аи-95 и дизельное топливо - не меньше,
чем на 50 копеек-1 рубль. Эти мнения были основаны на их
наблюдениях во время прошлых подъемов цен. По их словам, после
сезонного повышения снова возможно некоторое снижение цен на
бензин. Скорее всего, крайне осторожные высказывания об этом
связаны с прошлогодними историями, когда уже и мировые цены на
нефть упали, и оптовые цены на бензин, а хозяева многих заправок
все не торопились снижать цену на тот же АИ-92, не желая терять
прибыль. Их пришлось вызывать в краевую администрацию и убеждать,
что причин для сохранения цен на прежнем уровне нет (другого
варианта у властей повлиять на бензиновую ситуацию сегодня нет -
только договариваться). После этого цена на "92-й" упала на 20
копеек за литр.
"Цены на бензин мы не регулируем, но обещаем что они не
вызовут подорожания товаров"
Второе опасение, которое возникает у жителей после очередного
скачка бензиновых цен (первое - смогут ли они себе позволить
"кормить" семейное авто "горючкой" по новым расценкам): удорожание
ГСМ неминуемо приведет к повышению цен на товары, так как возрастет
цена их перевозок. А еще - на стоимости урожая (того же хлеба).
Экономисты пытаются успокаивать, что в сельском хозяйстве другая
схема формирования цены продукции. Чиновники им вторят. Например,
тот же Денис ПАШКОВ заверяет, что "сезонное повышение цены не
влияет на ситуацию с весенне-полевыми работами. Повышение цен
коснулось не дизельного топлива, а бензина, который в основном
используется легковым транспортом. Более того, мы не прогнозируем
до окончания весенне-полевых работ изменений на этот вид топлива".
И что цены на бензин напрямую не связаны с ценами на хлеб и товары
первой необходимости... Не все разделяют этот оптимизм, хоть и
очень хочется. Во-первых, чиновники сами признаются, что по
нынешним законам цены на ГСМ государством не регулируются, поэтому
повлиять на бензиновую ситуацию не могут ни правительство России,
ни краевые администрации, ни республиканские власти. Они, конечно,
могут попробовать поуговаривать поставщиков нефтепродуктов
заморозить цены. Но уговоры подействуют только на какое-то время.
Работать себе в убыток никто не будет. Во-вторых, некоторый подъем
цен на товары жители Красноярского края и Хакасии уже ощутили. А в
Красноярске и перевозчики маршруток уже начали заикаться о том,
чтобы увеличить стоимость проезда. Настораживает то, что и
продавцы, и перевозчики среагировали почти мгновенно. Такое
ощущение, что как раз здесь во многих случаях и наблюдается
пресловутый "психологический фактор". И он влияет больше, чем
объективные причины. Еще старые запасы товаров не закончились, а
хозяева торговых точек уже рассуждают: ага, цены на бензин
поднялись - есть повод сменить ценники. У конкурентов-то уже новые
висят...
Можно ли уменьшить цены на бензин?
Даже в учебнике по экономике удастся отыскать, что стоимость
нефтепродуктов напрямую зависит от внутренней цены на нефть. А та -
от размера мировых цен. Можно ли ослабить или нейтрализовать эту
связь? Можно ли сбить аппетиты нефтепроизводителей и в итоге
сделать бензин дешевле на радость российским автолюбителям?
Оказывается, теоретически это реально. Но так как нефтепродукты -
это не только экономика, но и политика, то большой вопрос: а хотят
ли что-то менять те, от кого это зависит? Ведь способы сбить
внутренние цены на бензин давно известны. Но почему-то никто не
спешит их активно использовать. Вот некоторые из них, озвученные
руководителем краевого Агентства промышленности, энергетики и
транспорта и коммуникаций Денисом ПАШКОВЫМ: это изменение систем
налогообложения, взимания акцизов, налога на добычу полезных
ископаемых. А еще - появление конкуренции, которая "приведет к
некоторой стабилизации ценовой политики". Еще один вариант - убрать
пошлины на вывоз нефтепродуктов (мазута и т.п.). В конечном итоге
это привело бы к тому, что российские нефтяники начали бы
вкладывать в переработку, и бензин упал бы в цене. Резюмируя
сказанное выше: если изменить налоговую схему и снизить экспортные
пошлины, то можно нейтрализовать влияние мировых цен на внутренние
и понизить цены на бензин на радость автолюбителям. Но при таком
раскладе в бюджет не поступят миллионы долларов. Причина
оставления-ситуации-как-есть теперь понятна? Поэтому пока активно
применяются другие сдерживающие бензиновые цены меры.
Административные. То же правительство и власти регионов,
договариваются с нефтяниками о придерживании розничных цен, что не
есть рыночный ход. И эффект от этого, как уже говорилось выше, лишь
временный. Помните недавнюю историю, когда аж федеральный центр
попросил нефтяников заморозить цены? Ну, согласились те и что? Все
равно ситуация скоро изменилась настолько, что выполнять
настоятельные просьбы "центра" стало нереально. Рынок, господа. И
цены все равно поднялись.
Почему бензин в России дороже, чем в Венесуэле?
Еще один нюанс по поводу наших внутренних цен на нефть. Наши
соотечественники давно недоумевают, почему бензин в России стоит
дороже, чем в Венесуэле, где залить бак можно за символические
деньги (литр бензина там стоит 5 центов или меньше двух рублей по
сравнению с российскими ощутимыми 77 центами или почти двадцатью
рублями)? Не потому наших людей интересует эта заморская страна,
что хорошо там, где нас нет. А в том смысле, что Венесуэла, как и
Россия - нефтепроизводитель. Поэтому вроде бы логично, что бензин
там стоит копейки. И странно, что Россия впереди планеты всей по
производству и экспорту сырой нефти, а своим же жителям его продают
по драконовским (для нефтедобывающей страны) ценам, сравнимым со
канадскими и "штатовскими". Оказывается, закупочные цены для
европейских стран, США и Японии - одни и те же. Но бензин в Европе
и Японии стоит почти вдвое больше, чем в США. В европейских странах
цена литра бензина на заправке может доходить до 1,6 доллара, а в
Стране Восходящего Солнца его отпускают по доллару. По сравнению с
этим американские и российские цены кажутся щадящими. Но если
сравнить уровень жизни в США и России, то станет ясно, что наши
оптимистичные по мировым меркам цифры на ценнике - неподъемная или
весьма ощутимая ноша для многих наших семей. Вот они и посматривают
на Венесуэлу, силясь разгадать секрет дешевизны ее бензина. Или
дороговизны нашего. А секрет этой разницы - в политике. Во многих
государствах специально вводят высокие внутренние налоги, чтобы
сподвигнуть жителей переключиться на авто с альтернативными видами
топлива. А вот Китай, напротив, искусственно держит бензиновые цены
ниже стоимости переработки топлива и спокойно взирает на то, как
его нефтеперерабатывающая отрасль теряет миллиарды долларов. Теперь
разберемся, как мировые цены влияют на внутрироссийские тарифы и
почему они такие высокие для крупнейшего поставщика нефти в мире.
Оказывается, и налог на добычу полезных ископаемых, и экспортная
пошлина напрямую зависят от мировых цен на нефть. То есть, схема
налогообложения у нас такая: чем больше мировая цена - тем больше
налог. С одной стороны, с ее помощью сверхприбыли нефтяных компаний
переходят государству. С другой - автолюбителям от этого не легче:
цены-то на нефть в мире продолжают расти, а значит им можно ждать
только подорожания бензина. Еще пару лет назад тонна нефти стоила
около двух с половиной тысяч рублей, а теперь - порядка 11 тысяч и
это не предел! Как говорится, без комментариев. Что касается
прогнозов изменений бензиновых цен в мире, которые коснутся и нас:
на этот и следующий год они поднимутся в среднем на 2,5-3%.
Аналитики ИФК "МЕТРОПОЛЬ" предрекли ближайший (но не последний в
этом году) их подъем в Северном полушарии ближе к лету. То
есть то, что мы начали ощущать сейчас. Если это кого-то успокоит,
то и от повышения цен на бензин, и от их сезонных колебаний
страдают автолюбители в самых разных странах мира - в Европе и
Азии, на американских континентах и в Африке с Австралией. В общем,
не одни россияне такие невезучие.