На высшем уровне началась открытая дискуссия вокруг будущего
АвтоВАЗа.
РОМАН ГУЛЯЕВ, АЛАН ХУРУМОВ
В Роспроме считают, что государство должно
увеличить долю в предприятии за счет конвертации бюджетного долга и
непрофильных активов. В свою очередь Герман Греф считает, что пока
государство не увидит бизнес-плана АвтоВАЗа, предпосылок к
реструктуризации капитала нет. Аналитики предполагают, что
государство будет стремиться увеличить свою долю в АвтоВАЗе до
контрольного пакета, однако механизм этого предстоит подготовить:
долгов предприятия перед государством едва хватит и на
10-процентный пакет. Заместитель главы Роспрома Станислав Пугинский
вчера заявил, что государство рассматривает вариант увеличения
своей доли в уставном капитале АвтоВАЗа. По его словам, «это было
бы разумно, чтобы конвертировать задолженность АвтоВАЗа в
инвестиции». Сейчас, отметил Пугинский, перед соответствующими
ведомствами стоит задача подготовить предложения о конвертации
реструктурированных долговых обязательств предприятия в инвестиции
— «в долю Российской Федерации». «Долги АвтоВАЗа перед государством
не такие уж и большие: по аудированной финансовой отчетности они
составляют около 4,3 млрд руб. ($153 млн по текущему
курсу.—„Бизнес”)»,— считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Гайрат
Салимов. По его словам, при нынешних ценах на акции ОАО этого едва
хватит на 10%. Вчера акции АвтоВАЗа в очередной раз
продемонстрировали рост: по итогам торгов обыкновенные акции
выросли на 4,7%, а привилегированные — на 4,4%. Таким образом,
капитализация автокомпании составила по итогам дня $1,335 млрд.
Сейчас государство владеет примерно 1,5% акций АвтоВАЗа, а еще 64%
по сути являются казначейскими акциями, так как находятся у
структур, принадлежащих самому ОАО. Аналитик ГК «Регион» Евгений
Шаго полагает, что государство стремится к получению контрольного
пакета предприятия. А аналитик ИФК «Метрополь» Александр
Жуков считает, что, если государство хочет инвестировать в АвтоВАЗ,
оно должно уменьшать свои риски, которые неизбежны при схеме
перекрестного владения. В то же время он признает, что эти риски
«больше формальные, чемреальные». Кроме того, по его мнению,
изменение структуры собственности компании может серьезно повысить
ее прозрачность. В счет погашения долга могут быть приняты
непрофильные активы компании. Как заявлял руководитель Роспрома
Борис Алешин, в настоящий момент менеджмент анализирует, какие
активы в «дочках» АвтоВАЗа можно продать. Также рассматривается
вопрос передачи социальной инфраструктуры на баланс городских
властей Тольятти. Александр Жуков считает, что стоимость этих
активов может быть небольшой. В то же время далеко не все
высокопоставленные госчиновники поддерживают идею конвертации долга
в пакет акций АвтоВАЗа. По словам министра экономического развития
Германа Грефа, без бизнес-плана предприятия ни для госинвестиций,
ни для конвертации бюджетного долга АвтоВАЗа в акции предпосылок
нет. Он также отметил, что у АвтоВАЗа «пока есть прожекты, но нет
бизнес-плана». Очевидно, что под «прожектами» Греф подразумевал
стратегические планы развития предприятия, о которых «Бизнес»
рассказывал на прошлой неделе. Согласно им планируется планомерно
замещать старый модельный ряд новыми автомобилями, представить
более 10 моделей на трех новых платформах, а также построить новое
сборочное производство на 450 тыс. автомобилей в год. По словам
топ-менеджмента предприятия, ожидается, что государство инвестирует
в эти проекты до $5 млрд. Гайрат Салимов считает, что работа над
бизнес-планом идет. «Это правильная позиция: инвестиции без
бизнес-плана — фактически зарывание денег в землю»,— говорит
аналитик. А Александр Жуков полагает, что в разрабатываемых
сейчас бизнес-планах и программах и будут заложены механизм
конвертации акций АвтоВАЗа и государственное участие в программах
предприятия.