Анна Ким, Олеся Курлеева
Государственно-частное партнерство (ГЧП)
позволит реализовать не только принципиально новые проекты, но и
те, которые долгие годы оставались под сукном. Одной из таких
хорошо забытых старых идей может стать строительство железной
дороги, соединяющей Транссиб и БАМ. Она проектировалась еще в
советские времена, а сейчас существует в виде планов компаний
«Металлы Восточной Сибири» (МВС) и ТВЭЛ. На IV Красноярском
экономическом форуме, прошедшем в середине февраля, состоялась
презентация их проекта по комплексному развитию инфраструктуры
Забайкалья. Железная дорога должна обеспечить транспортировку
сырья, которое компании будут добывать на новых месторождениях в
Бурятии и Читинской области. Для МВС (части группы компаний
«Метрополь») это прежде всего освоение Озернинского рудного узла,
где будет построен ГОК по производству цинка и свинца. Инвестиции в
строительство составят 11,4 млрд рублей. ТВЭЛ планирует
разрабатывать урановые месторождения, в том числе Хиагдинское (в
его развитие вложат 5,8 млрд рублей). Основное препятствие для
реализации обоих проектов – слабая инфраструктура, для развития
которой требуются серьезные инвестиции. Только строительство
участка Могзон – Озерный ГОК (165 км) потребует вложения 5,5 млрд
рублей, 75% из этой суммы компании рассчитывают получить из
Инвестфонда. По словам генерального директора МВС Олега Михайленко,
проект уже подготовлен и передан правительственной инвестиционной
комиссии. Во сколько обойдется второй участок (Озерный ГОК – БАМ)
пока неизвестно, но по длине он должен значительно превзойти
первый. Другой проект с многолетней предысторией поддержкой
инвестиционной комиссии уже заручился. На ее заседании,
состоявшемся в рамках Красноярского экономического форума, было
принято решение одобрить заявку ОАО «Компания Усть-Луга». Она
претендует на финансирование из Инвестфонда строительства
многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2». Он должен
обеспечить перевалку накатных грузов, в первую очередь импортных
автомобилей (по расчетам авторов проекта, не менее 360 тыс. штук в
год). «Компания Усть-Луга» была создана еще в 1992 году для
строительства морского торгового порта в Финском заливе. В 90-е
годы реализация проекта застопорилась: компания ссылалась на
недостаточное финансирование со стороны как государства, так и
частных инвесторов. Так, первая очередь угольного терминала была
запущена лишь на десятом году строительства. Однако проект
похоронен не был. В конце 2005 года совет директоров «Компании
Усть-Луга» возглавил Валерий Израйлит. Он пришел на смену Владимиру
Якунину, который всего несколькими месяцами ранее стал президентом
ОАО «РЖД». Примечательно, что обновленное руководство сразу же
пообещало увеличить заложенный в проект грузооборот порта (35 млн
тонн в год) в два раза. При этом свой оптимизм оно обосновывало
ростом экономики, а также перераспределением грузопотоков между
Россией и странами Балтии. А всего через месяц строящийся порт
посетил президент Владимир Путин и назвал Усть-Лугу «одним из
хороших и ярких примеров эффективного сотрудничества государства и
представителей частных компаний». Стоит ли после этого удивляться
благосклонности инвестиционной комиссии к заявке. Следует отметить,
что строительство порта уже финансируется в рамках ФЦП
«Модернизация транспортной системы России». В частности, в расходы
по Федеральной адресной инвестиционной программе на прошлый год
были включены 1,7 млрд рублей на первую очередь железнодорожного
паромного комплекса и еще 364 млн рублей на строительство
операционной акватории пусковых перегрузочных комплексов. Среди
проектов, получивших добро на ГЧП еще раньше, также есть
долгожители. Например, идея построить платную дорогу из Краснодара
в поселок Кабардинка возникла еще в середине 90-х годов. Нашлись
даже инвесторы – итальянцы, но помешал разразившийся в 1998 году
кризис. Зато в конце прошлого года из средств Инвестиционного фонда
решили выделить 1,16 млрд рублей на подготовку проектно-сметной
документации в рамках первого этапа проекта. Только после этого
правительство примет окончательное решение о софинансировании
строительства.