Падение продаж остановится через несколько
месяцев, но рост начнется лишь через несколько лет
Екатерина Сороковая
Наиболее вероятным периодом достижения дна в
российском автомобильном бизнесе является третий квартал 2009 года,
а настоящее восстановление рынка начнется не ранее 2011 года. К
такому выводу пришли эксперты, автопроизводители и автодилеры,
собравшиеся в четверг на форуме "Автопроизводители и автодилеры:
как выжить в эпоху перемен?".
В прошлом году, как известно, этот рынок перешел
от бурного роста к еще более стремительному спаду. На складах
производителей и дилеров скопилось огромное количество
нераспроданных машин. Максим Громов, один из авторов отчета
"Автомобильный рынок РФ в период кризиса", подготовленного
компанией B2B MarketStats при поддержке аналитического центра
OnConference, отмечает, что падение продаж автомобилей за четыре
месяца 2009 года составило в целом 40%. Самое крупное падение
наблюдалось в апреле, оно составило 52%. В целом же за 2009 год он
прогнозирует падение до 70%.
По прогнозам экспертов, рынок достигнет дна в
третьем квартале 2009 года. Тогда продажи упадут на 65% к
предыдущему году и составят 256 тыс. машин. "Поворотной точкой
будет тот момент, когда закончатся объемы запасов прошлого года и
начнутся новые поступления", - говорит аналитик Ernst & Young
Иван Бончев.
Однако, по словам аналитика инвестиционной
финансовой компании "Метрополь" Михаила Пака, когда будут
распроданы все запасы 2008 года, может начаться не восстановление
рынка, а лишь подготовка к появлению второго дна. По мнению
эксперта, это будет зависеть от соотношения курсов валют. "В
последнее время мы наблюдаем постепенное укрепление рубля, и если
оно продолжится, то можно смело говорить, что дно достигнуто и
началось восстановление", - говорит аналитик.
Иван Бончев полагает, что настоящее
восстановление рынка начнется не ранее 2011 года, а выход на
уровень продаж докризисных времен произойдет в 2013--2014 годах.
Ключевым моментом дальнейшего развития рынка станет отечественное
производство, которое снизилось практически в полтора раза.
"Это привело к закрытию многих автосалонов,
повышению цен из-за взятых ранее больших кредитов, а также к
сокращению штата сотрудников", - отмечает Бончев. Компании,
занимающиеся продажей автомобилей, должны осознать, что повышенного
спроса в ближайшие несколько лет не будет.
По мнению Пака, с приходом кризиса
увеличился спрос на подержанные автомобили. Это заметили дилеры,
которые начали развивать схемы продажи подержанных автомобилей.
"Люди идут на вторичный рынок, потому что цены там не так жестко
привязаны к разнице курсов валют", - говорит Михаил Пак и
добавляет, что дилеры делают акцент не только на вторичном рынке,
но и на сервисном обслуживании, которое не зависит от продаж новых
автомобилей.
"Если в семье два-три автомобиля, то один из них
попадет на вторичный рынок в связи с возросшей стоимостью его
содержания", - предполагает Михаил Пак. За последние несколько лет
роста продаж в России вырос парк автомобилей, которые теперь
необходимо поддерживать в рабочем состоянии. Дилеры, осознав это,
не только поднимают цены на сервисное обслуживание, но и
увеличивают гарантийный срок обслуживания автомобилей.
"Автовладельцы, которые раньше хотели поменять свой автомобиль,
решили этого не делать в условиях кризиса и предпочитают привести
его в порядок, чтобы он послужил еще некоторое время", - приводит
пример эксперт.