Второй грузовая компания обеспечит заказами
частных операторов
Александр Панченко
Эксперты полагают, что текущий год станет
благоприятным для операторских компаний. Грузооборот, по их мнению,
должен продолжить своё восстановление, а ликвидация инвентарного
парка «подарит» новые объёмы грузов независимым операторам.
По мнению опрошенных «Гудком» экспертов и
аналитиков, на ситуацию в операторском бизнесе может серьёзно
повлиять создание Второй грузовой компании, которая, по словам
президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, должна появиться уже в
первом квартале текущего года.
Между тем эксперты воспринимают появление
крупной «дочки» РЖД как положительное явление для игроков рынка. «В
момент создания ВГК те клиенты, которые сейчас работают с РЖД,
возможно, передадут часть своих объёмов независимым операторам для
снижения рисков, связанных с процессом реорганизации», – считает
руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований
«Брансвик рейл лизинг» Дмитрий Бовыкин, отмечая, что клиенты,
работающие по повагонным отправкам, скорее всего, останутся с
ВГК.
Между тем ожидать, что операторы будут входить в
ВГК, пока не стоит. Как отмечает глава ИА Infranews Алексей
Безбородов, операторы будут продолжать самостоятельное и
органическое развитие – сделок по слияниям и поглощениям, скорее
всего, не будет, если только на рынке не появятся дешёвые активы,
интересные для крупнейших игроков.
Эксперты сходятся во мнении, что перспективы для
развития операторского бизнеса сейчас есть и в первую очередь это
связано с восстановлением «просевшей» грузовой базы, особенно по
минудобрениям и строительным грузам.
«Минудобрения упали очень сильно, и это падение
полностью ещё не скомпенсировано. Строительные грузы также пока «на
дне», а строить рано или поздно придётся, поэтому перевозки должны
вырасти. Свою роль должно сыграть возведение олимпийских объектов»,
– считает Дмитрий Бовыкин. Аналитик ИФК «Метрополь» Надежда
Тимохова также обращает внимание на недооценённость возможного
роста импортных грузов, что вызовет рост контейнерных перевозок в
этом году.
По мнению эксперта-аналитика Института проблем
естественных монополий Ильи Терешко, наибольший рост можно ожидать
от металлургических грузов. «В течение года можно ждать и роста
экспортных поставок угля и металлопродукции в западном направлении
(как наиболее «просевшем» в период кризиса). В восточном же объём
перевозок существенно не изменится, так как в 2009 году поток туда
и так существенно увеличился», – говорит Илья Терешко.
Аналитики расходятся во мнении, скажется
ли рост грузовой базы на увеличении закупок подвижного состава
операторскими компаниями. Одни считают, что этого не произойдёт,
так как у целого ряда компаний сохраняется большая долговая
нагрузка, равно как и сохраняются высокие процентные ставки по
кредитам. «Однако в прошлом году многие отложили покупку вагонов до
нужных времён. Сейчас эти нужные времена настали», – полагает
Надежда Тимохова. Эксперт Илья Терешко прогнозирует плавное
увеличение объёмов закупки полувагонов, зерновозов и в меньшей
степени цистерн.