Сбербанк намерен продать свою долю в немецком
концерне
Екатерина Годлевская, Александра
Трушина
Несмотря на то что фактически сделка по покупке
55% акций германского автоконцерна Opel консорциумом Сбербанка
(получит 35%) и австрийско-канадского производителя
автокомплектующих Magna (получит 20%) еще не состоялась, президент
Сбербанка Герман Греф уже сообщил о намерениях госбанка в
дальнейшем перепродать свой пакет акций. Эксперты называют
заявление логичным, ведь акции автоконцерна — непрофильный актив
для банка и покупается лишь для того, чтобы в дальнейшем
перепродать его и помочь модернизации отечественного автопрома.
Вчера в рамках Петербургского экономического
форума президент Сбербанка Герман Греф сообщил журналистам, что
Сбербанк намерен в будущем продать приобретаемый сейчас
35-процентный пакет акций Opel. «Сбербанк не предполагает
оставаться стратегическим партнером в этой сделке после того, как
компания будет реструктуризирована», — заявил г-н Греф. Кроме того,
Сбербанк намерен привлекать неких российских инвесторов для
создания транснациональной корпорации на базе немецкого
автоконцерна.
И хотя имена этих инвесторов пока не озвучены,
как и имя будущего покупателя пакета Сбербанка, эксперты называют
наиболее вероятным претендентом госкорпорацию «Ростехнологии», во
всяком случае в настоящее время вряд ли кто-то еще сможет найти
необходимую сумму для покупки столь значимого актива. Иван Бончев
из Ernst & Young сомневается, что на данном этапе существуют
какие-то конкретные договоренности по продаже: у того же «Базэла»
денег нет, он и сам в сложной ситуации, а вот «Ростехнологии» —
интересный кандидат, и на такой актив, как Opel, деньги у
государства найдутся всегда.
«Очевидно, что здесь действует принцип «купить
подешевле, продать подороже», — говорит Иван Бончев, добавляя, что
приход в Россию такой марки, как Opel, да еще в партнерстве с
Magna, дает российскому автопрому шанс получить хорошие технологии
и поднять отечественное автомобилестроение на более высокий
уровень. Михаил Пак из ИФК «Метрополь» напоминает, что в свое
время глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов говорил о создании
корпорации ГАЗ — КамАЗ — АвтоВАЗ, и как раз ей может быть очень
интересен такой актив, как Opel.
При этом эксперт считает самым очевидным
претендентом на покупку сегодня группу ГАЗ Олега Дерипаски. «У
«Базела» сильные связи с Magna, еще недавно «Русские машины» были
их акционером, и в будущем компания вполне может поучаствовать в
выкупе акций у Сбербанка, если дела наладятся», — говорит Михаил
Пак, указывая, что в любом случае это вопрос посткризисного
периода. Эксперты уверены, что время перепродажи будет напрямую
зависеть от реанимированности российской экономики, а не
финансового состояния самого Opel.
В группе ГАЗ и «Ростехнологиях» вчера отказались
комментировать свою возможную заинтересованность в покупке акций
немецкого концерна. Представитель КамАЗа заметил, что пока такой
вопрос не обсуждается.
Кроме того, Герман Греф озвучил цифру вложений
со стороны Сбербанка в спасение Opel — 500 млн евро.