Анатолий Джумайло, Марина
Коцубинская
Таганрогский автозавод (ТаГаз) предоставил банкам программу
реструктуризации долгов в течение 3 лет, но принял ее пока только
Сбербанк.
Руководство ЮЗБ сбербанка утверждает, что пока остальные
кредиторы не пойдут навстречу ТагАзу (входит в ФПГ «Донинвест»),
предприятие не выйдет из кризиса. Завод намерен снизить свои
издержки на 25%, областные власти пытаются найти поддержку ТагАзу
на федеральном уровне, но явных подвижек пока нет.
В минувший вторник предправления ЮЗБ Сбербанка России Михаил
Золотарев сообщил о том, что ТагАЗ разработал 3-летнюю программу реструктуризации
долгов.
- По некоторым компаниям нам понятны и видны антикризисные меры,
и мы можем дать им возможность реструктурировать задолженность,
перенести погашение на 2010-2011 годы, - сказал г-н Золотарев на
парламентских слушаниях по теме «О мерах по обеспечению устойчивой
работы промышленного комплекса Ростовской области». - Но по ТагАЗу,
например, единственная программа, предполагающая погашение
основного долга в течение 3 лет, будет эффективна и сработает
только в том случае, если долги реструктурируют одновременно все
банки. Меры, предпринимаемые нами совместно с администрацией
области, на мой взгляд, еще медленно претворяются в жизнь. Нам
нужно обязательно в течение ближайших 2-3 недель осуществить по
Газпромбанку и ВТБ пакет мероприятий с учетом того, что сделал уже
Сбербанк, чтобы дать возможность предприятию заработать в тех
объемах, которые оно предусмотрело в антикризисных мерах.
Сбербанку ТагАЗ должен 6 млрд. рублей, ВТБ в конце 2008 года
предоставил всем автопредприятиям «Донинвеста» кредитную линию на 8
млрд. рублей, сумму займа от Газпромбанка узнать не удалось. В
конце 2008 года Промсвязьбанк взыскивал с ТагАЗа в арбитражном суде
области свыше 30,6 млн. евро (или свыше 1 млрд. рублей), но стороны
подписали мировое соглашение, по неофициальным данным,
пролонгировав кредит.
В банках на прошлой неделе на запросы N о возможности
реструктуризации долгов автозавода не ответили. Руководство ТагАЗа
было недоступно для комментариев. Глава Минэкономики области
Владимир Бартеньев в марте рассказывал корреспонденту N, что
администрация области провела совещание с банками, кредитующими
ТагАЗ, реструктурировал займы после совещания только Сбербанк.
- Есть поговорка: когда вы заняли 1 рубль - это ваша проблема,
когда 1 млн. рублей - проблема того, кто занял вам, - сказал N г-н
Бартеньев. - Банки и предприятие сейчас в одной лодке, топить
которую никому не имеет смысла. Пока что ТагАЗ при поддержке
областных властей пытается добиться включения своей продукции в
список субсидирования по автокредитам для населения. На
парламентских слушаниях глава областного Минпрома Сергей Михалев
рассказал, что для этого главе Мин-промторга РФ Виктору Христенко
направлено обращение вице-губернатора области Сергея Назарова и
«некоторые вопросы уже удалось решить». А губернатор области
Владимир Чуб, по словам г-на Михалева, обратился к руководителю
Внешэкономбанка (ВЭБ) Владимиру Дмитриеву с просьбой о направлении
федеральных средств, полученных в рамках субординированных
кредитов, на рефинансирование зарубежных долгов ТагАЗа и «Тагмета».
В Минпромторге на запрос N не ответили, в ВЭБе отказались от
комментариев.
Областные власти, правда, помогли другому производству
«Донинвеста» - Ростовскому автобусному заводу, чью продукцию
федеральные чиновники включили в список субсидируемых федерацией
закупок автомобильной и коммунальной техники для субъектов РФ, а
местные чиновники обязались покупать. Кроме того, Сергей Михалев
сообщил в минувший понедельник ТРК «Дон-ТР» одну деталь
антикризисной программы автозавода, которую упомянул Михаил
Золотарев. По словам министра, программа ТагАЗа «позволит снизить
производственные, управленческие и коммерческие затраты на
25%».
Аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак отмечает, что
принципиально важный вопрос - от текущего или прошлогоднего уровня
загрузки планируется снижать издержки.
- Если речь идет о снижении по отношению к прошлому году, то это
лукавство, поскольку спрос падает, снижается производство
автозаводов и, соответственно, издержки, - говорит г-н Пак. - Так,
продажи Hyundai в России (около половины их приходится на авто
ТагАЗа. - N) за 4 мес. этого года упали на 58%, апрель к апрелю
2008 года и вовсе провальный для марки - снижение составило
71%.
Но если издержки планируется снижать от текущего уровня
загрузки, то сделать это, по мнению эксперта, можно за счет 4
основных мероприятий: сокращения персонала вкупе с урезанием
зарплат, снижения цены на машинокомплекты, локализации компонентов
(нахождение российских изготовителей) и сокращения комплектации
самой популярной модели Accent до минимального набора опций.
Областные власти, к слову, по итогам парламентских слушаний
порекомендовали Правительству РФ рассмотреть вопрос об установлении
нулевых ставок ввозных таможенных пошлин на технологическое
оборудование, в том числе на комплектующие и запасные части к нему,
аналоги которых не производятся в стране. Сейчас пошлина на
комплектующие составляет 5-20%.
- Согласятся ли банки на реструктуризацию долгов ТагАЗа,
вероятно, будет зависеть от того, сможет ли он в ближайшие 2-3
месяца доказать эффективность своей антикризисной программы, -
полагает Михаил Пак. Таганрогский автозавод не одинок в своих
проблемах - например, группа «ГАЗ» Олега Дерипаски до сих пор не
найдет единства в позиции кредиторов по поводу реструктуризации
свыше 44 млрд. рублей долгов, напоминает эксперт.
Пока что ТагАз при поддержке областных властей пытается добиться
включения своей продукции в список субсидирования по автокредитам
для населения.