Проект, выполненный еще в 80-е годы прошлого
века для стратегической связи Транссиба и БАМа, обрел второе
дыхание
Евгений Хамаганов
Еще несколько месяцев назадмы даже и не думали
браться за это, — говорит Баир Цыренов, заместитель гендиректора
корпорации «Металлы Восточной Сибири» — Тем не менее благодаря
интересам компании в Еравнинском районе (Озерный ГОК) был воскрешен
проект железной дороги протяженностью в 341 километр от станции
Могзон в Читинской области до местности Хиагда близ села Романовка
Баунтовского района. В перспективе железнодорожная ветка может
дойти до поселка Новый Уоян, таким образом соединив северные районы
республики с южными. В настоящий момент корпорация «Металлы
Восточной Сибири» поручила Иркутскому институту региональной
политики дать обоснование инвестиций на этот проект, который затем
будет представлен в Инвестиционный фонд РФ при федеральном
Министерстве экономического развития и торговли. Освоение Озерного
месторождения и железная дорогаявляются комплексным проектом, —
сообщил Алексей Николаев, представительИнститута региональной
политики на совещании у президента РБ. — Только настроительство
железной дороги потребуется порядка 160 миллионов долларов, из
которых 25 процентов готова внести корпорация. Кроме того,
потребуется также строительство автодороги, необходима разработка и
прочих перспективных месторождений, одно из которых — Холодненское
в Северобайкальском районе, гдебудут добывать свинец и цинк,
золоторудная база Баунта, урановое месторождение в Хиагде.Первым
этапом, по расчетам специалистов Института региональной политики,
должно стать строительство дороги от Могзона до Хиагды.
Строительство этой железнодорожной ветки велось до 1995 года и
проходило в сравнительно несложных инженерно-технических и
климатических условиях, но было приостановлено. Тем не менее
чиновники правительства РБ усомнились в том, что «Металлы Восточной
Сибири» смогут подать проект в Инвестиционный фонд РФ за несколько
месяцев. Особое опасение вызывала проектно-сметная документация
двадцатилетней давности. Алексей Николаев успокоил членов
правительства, заявив, что в фонд могут быть поданы проекты
советского периода, в которые позже можно внести поправки
применительно к сегодняшним условиям. Однако недовольство
чиновников вызвал и тот факт, что правительство РБ также
планировало внести в МЭРТ РФ данный проект железной дороги в рамках
комплексного освоения территорий Сибири и Дальнего Востока. А
«Металлы Восточной Сибири» заявили этот проект президенту РБ,
предварительно не проконсультировавшись с профильными
министерствами и ведомствами республики, о чем с возмущением
высказался Иннокентий Егоров, первый зампред правительства РБ. Но,
по словам Баира Цыренова, в данный момент вопросы о взаимодействии
с республиканскими органами власти урегулированы, и корпорация
будет продолжать работу по составлению заявки в федеральный центр.
Проект уже был поддержан Сергеем Тимофеевым, начальником
Забайкальской железной дороги, который еще в октябре 2006 года
заявил, что линия будет способствовать освоению лесных массивов и
снабжению грузами отдаленных районов Бурятии и Читинской области.
Также одобрил инициативу корпорации и Леонид Потапов, отметивший,
что он возвращается к этому проекту через тридцать лет.