Новый партнер "АвтоВАЗа" Внешэкономбанк стал акционером автозавода
Мария
Рожкова Владислав
Максимов Ведомости 06 июня 2002
У
крупнейшего российского автозавода, "АвтоВАЗа", появился новый
акционер. Как стало известно "Ведомостям", более 5% акций
автозавода недавно приобрел Внешэкономбанк (ВЭБ).
Сейчас
подконтрольные менеджменту "АвтоВАЗа" "Автомобильный всероссийский
альянс" и Автомобильная финансовая корпорация владеют 33% и 19,9%
акций соответственно. Еще 26% принадлежит работникам предприятия,
2,05% - РФФИ, а 5,45% акций автозавода до недавнего времени владела
ИК "Русс-инвест".
По данным ФКЦБ, в
мае компания "Русс-инвест" продала принадлежащие ей 5,45% акций
"АвтоВАЗа". Директор инвесткомпании Александр Бычков отказался
назвать "Ведомостям" имя покупателя, но источник, близкий к
руководству завода, сообщил, что это Внешэкономбанк. Если акции
были приобретены по рыночной цене, они обошлись банку примерно в
$70 млн.
Председатель совета
директоров "АвтоВАЗа" Владимир Каданников отказался говорить о
новом акционере завода. Воздержался от комментариев по поводу
сделки с "Русс-инвестом" и директор по внешним и общественным
связям ВЭБа Василий Титов. Но он подтвердил, что банк стал
акционером "АвтоВАЗа". "ВЭБ, являясь стратегическим партнером и
консультантом "АвтоВАЗа", в последнее время приобрел на рынке более
2% акций завода и намерен увеличить этот пакет", - заявил Титов.
Аналитик одной из инвестиционных компаний считает, что этот пакет
также был куплен в мае: тогда на ММВБ за один день было продано
около 300 000 акций "АвтоВАЗа" (около 1% ) на $12 млн.
Интерес банка к
акциям автозавода Титов объяснил тем, что у ВЭБа есть "внутренняя
программа сотрудничества" с "АвтоВАЗом". В частности, банк
"рассматривает возможность кредитования производственных программ
завода". Самая важная из них - запуск в серийное производство
нового автомобиля "Калина" - требует $800 млн. Недавно руководители
завода объявили, что некие российские банки готовы предоставить для
"Калины" кредиты в размере от $10 до $100 млн. Но вопрос о том,
есть ли среди них ВЭБ, Василий Титов оставил без ответа.
Сотрудничество
банка с автозаводом действительно имеет давнюю историю. В 1997 г.
ВЭБ через суд добился от "АвтоВАЗа" признания долга в $550 млн по
кредиту советских времен, а в 1998 г. реструктурировал долг на 10
лет с выплатой равными долями. Затем ВЭБ выступал финансовым
консультантом "АвтоВАЗа" при создании совместного предприятия с
General Motors. А еще банк по поручению "АвтоВАЗа" размещает
векселя завода: с февраля нынешнего года ВЭБ разместил их на общую
сумму 600 млн руб. Первый зампред правления ВЭБа Николай Косов
давно входит в совет директоров "АвтоВАЗа".
Однако многих
аналитиков удивил интерес банка к акциям автозавода. "Я не вижу
экономического смысла в приобретении акций "АвтоВАЗа" после того,
как за 2,5 года они выросли в цене с $2 за штуку до $37, - говорит
главный аналитик ИФК "Метрополь" Андрей Беспалов. - Кому банк
сможет их продать? Тому, кто поверит, что акции вырастут еще в 18
раз? " Аналитик "НИКойла" Вячеслав Смольянинов видит единственное
объяснение сделки в том, что заметный пакет акций может дать
дополнительные возможности контролировать использование кредитов.
"Я не думаю, что для банка это хорошая портфельная инвестиция, -
говорит Смольянинов. - У нас рекомендации на акции "АвтоВАЗа"
"держать", потому что я не вижу фундаментальных причин для роста их
стоимости". "Возможно у банка есть некая инсайдерская информация о
положительных изменениях, которые ожидают завод, поэтому и решили
потратить средства на покупку акций завода", - предполагает
Александр Корчагин из "Проспекта". И только глава ИК "Атон" Альберт
Гавриков, недавно вошедший в совет директоров "АвтоВАЗа", поддержал
решение ВЭБа. "Я считаю, что покупка акций "АвтоВАЗа" - это
долгосрочная инвестиция для консервативных инвесторов, к которым я
отношу ВЭБ, - говорит Гавриков. - Банк давно работает с заводом,
видит перспективы для его роста, которые улучшатся после повышения
импортных пошлин на подержанные иномарки, и потому инвестирует в
него средства". По мнению Гаврикова, "АвтоВАЗ" сейчас недооценен и
справедливая цена его акций достигнет $61 за штуку.
|