Михаил Фридман создал продуктового
гиганта
Российские продуктовые сети «Пятерочка» и
«Перекресток» официально объявили вчера о слиянии. Эта сделка стала
крупнейшей в истории российского потребительского рынка. Теперь в
отрасли торговли продуктов питания появится «монстр» с объемом
продаж 2,4 млрд. долл. в год и 880 магазинами. Новую структуру
будет контролировать «Альфа-групп» (основной владелец Михаил
Фридман), которой сейчас принадлежит 90% акций «Перекрестка». В
ходе сделки по слиянию она приобретет за 1,2 млрд. долл. 54% акций
«Пятерочки». Эта сделка подняла объединенную сеть практически на
недосягаемую высоту. По словам аналитика ИФК «Метрополь»
Михаила Красноперова, по выручке в 2,4 млрд. долл. она вышла на
первое место среди конкурентов, причем со значительным отрывом.
Ближайшая к ней компания – сеть розничных магазинов «Магнит» –
имеет выручку в 1,5 млрд. долл. За ней идет «Ашан» – 1,3 млрд.
долл. и «Дикси» – 0,7 млрд. долл. Собственно, руководство компаний
и не скрывает, что цель объединения – получить существенное
преимущество перед конкурентами. «Перекресток»
работает в трех форматах: гипермаркет, супермаркет и магазины
шаговой доступности, а «Пятерочка» ориентируется на небольшие и
средние магазины с невысокой стоимостью товаров. Вместе они
охватывают все группы покупателей. Такого преимущества нет ни у
одной сети», – рассказывает Михаил Красноперов. По его словам, они
получили хорошие возможности для проникновения в регионы. Крупные
города лучше захватывать с помощью гипермаркетов, но зато с ними не
проникнешь в населенные пункты поменьше, для этого подходят
магазины эконом-класса, а по мере роста потребительского рынка
можно переходить и на супермаркеты. Еще одно преимущество
объединенной сети – цены. Уже сейчас сети диктуют условия многим
производителям. А новообразованная компания сможет требовать более
крупных скидок на товары. Впрочем, пока говорить о какой-либо
монополизации рынка торговли продуктами питания рано. «Вряд
ли новая сеть сможет выдавливать конкурентов из регионов, – говорит
Михаил Краснов. – Рынок еще слишком раздробленный. На 5 крупнейших
компаний приходится около 5% всего оборота продуктов питания,
который составил в прошлом году 130 млрд. долл. Для сравнения в
Европе крупнейших 5 компаний делают 80% оборота». Кредитные
эксперты отнеслись к сделке неоднозначно. После оглашения ее
параметров Международное рейтинговое агентство Standard&Poor's
поместило долгосрочный кредитный рейтинг Pyaterochka Holding N.V.,
владельца сети «Пятерочка», в список CreditWatch с негативным
прогнозом. Это означает, что ее текущий рейтинг BB– находится под
особым наблюдением с возможностью понижения.
«Пятерочка» была больше «Перекрестка»
Сеть «Пятерочка» имеет 347 собственных магазинов
эконом-класса, расположенных в Москве и Санкт-Петербурге, и более
400 магазинов, работающих по франчайзингу. Продажи собственных
магазинов «Пятерочки» в 2005 году составили 1,359 млрд. долларов. В
сеть «Перекресток» входит 130 супермаркетов и гипермаркетов в
России и на Украине. Продажи компании в 2005 году достигли 1,015
млрд. долларов.