Ведомости: Российские компании уже не ограничиваются сборкой на своих площадях моделей иностранных автоконцернов и продажей их в России.
Юлия Федоринова, Глеб Столяров
“Северсталь-Авто” приобрела у Fiat лицензию на выпуск грузовика
Fiat Ducato и рассчитывает с 2007 г. наладить его продажи, в том
числе на экспорт. “Северсталь-Авто” владеет УАЗом, ЗМЗ и ЗМА. 8,7%
акций принадлежит гендиректору Вадиму Швецову, 49,3% акций владеет
глава “Северсталь-групп” Алексей Мордашов, еще 36,96% — в свободном
обращении, 5% — у физлиц. Выручка по МСФО в 2005 г. составила $938
млн, EBITDA — $128 млн, чистая прибыль за вычетом доли миноритариев
— $54 млн.
“Северсталь-Авто” давно сделала ставку на сборочные проекты. С
конца прошлого года она выпускает на ЗМА внедорожник Ssang Yong
Rexton, там же наладит выпуск Kyron и Actyon, а зимой компания
подписала соглашение с Fiat о выпуске легковых Palio и Albea
и мини-вэна Doblo. А вчера “Северсталь-Авто” сообщила о покупке
у Fiat лицензии на выпуск легкого коммерческого грузовика Fiat
Ducato. В России будет выпускаться предпоследняя версия Ducato,
которую заводы Fiat начали снимать с производства этим летом,
уточнил представитель “Северсталь-Авто”. Грузоподъемность Ducato
составляет 1,8 т. Он оснащается четырьмя типами двигателей,
соответствующими стандартам “Евро-3”. Выпуск Ducato в России
начнется в конце 2007 г. и будет составлять около 75 000 машин в
год.
“Fiat Ducato”на протяжении последних 20 лет является
бестселлером на европейском рынке, начало его производства в России
позволит нам в полной мере использовать потенциал российского рынка
легких коммерческих грузовиков”, — приводятся в совместном
пресс-релизе компаний слова гендиректора Fiat Серджио Маркионне. В
России через официальных дилеров Ducato сейчас не продается. А в
Великобритании последняя версия Ducato стоит от 13 485 фунтов
стерлингов. В “Северсталь-Авто” не говорят, насколько рассчитывают
удешевить машину, но аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова думает,
что она будет стоить $18 000-21 000. Сильно снижать цену нет
необходимости, ведь значительную часть елабужских Ducato
“Северсталь-Авто” будет продавать на экспорт, сообщила компания.
Они будут идти через дилерскую сеть Fiat, уточнил собеседник
“Ведомостей” в “Северсталь-Авто”. Соотношение экспорта и поставок
на внутренний рынок он не раскрывает.
Китай и Бразилия уже давно превратились в страны, из которых
идет экспорт автомобилей под европейскими и американскими брендами.
А в России проект “Северсталь-Авто” и Ducato может стать первым,
ориентированным на экспорт. Несколько лет назад “GM-АвтоВАЗ”
рассчитывала начать экспорт Chevrolet-Niva, но этого так и не
произошло. Проекты Ford и Renault запущены для того, чтобы занять
место на российском рынке, а, к примеру, ТагАЗ и “Ижавто”,
выпускающие устаревшие модели Hyundai и Kia, пока не могут
претендовать на их экспорт. И лишь Toyota уже объявила, что, когда
ее завод в Санкт-Петербурге выйдет на полную мощность, он будет
продавать машины и за пределами России.
Для сборки Ducatо “Северсталь-Авто” построит новый завод в
Елабуге (Татарстан), потому что мощностей ЗМА уже не хватает,
рассказывает представитель “Северсталь-Авто”. Чиновник
правительства Татарстана говорит, что на ближайшее время
запланировано подписание соглашения, по которому компания будет
пользоваться льготами особой экономической зоны в Елабуге. Но в
“Северсталь-Авто” говорят, что могут выбрать и альтернативный
вариант — попросить о льготах в режиме промсборки.
Инвестиции “Северсталь-Авто” в этот проект аналитик
“Метрополя” Александр Жуков оценивает в $200 млн,
Сахнова — в $150-200 млн. В России собираются иномарки массового
спроса, они хорошо продаются и в России и экспортировать их нет
смысла, говорит Сахнова. С учетом того что выпуск Ducato
экспортно-ориентирован, он должен быстро окупиться, ведь на экспорт
машины могут продаваться дороже, чем в России, считает эксперт.
Зато благодаря Ducato “Северсталь-Авто” превратится в конкурента
ГАЗа. На внутреннем рынке Ducato будет конкурировать с “Газелями”,
отмечает Жуков. Но ГАЗ может купить британского производителя
легких коммерческих автомобилей — LDV Group, тогда компании будут
пересекаться и на экспортных рынках. Но популярности “Газелей”
“Северсталь-Авто” пока не угрожает. Сама “Северсталь-Авто”
оценивает рынок легких коммерческих автомобилей в России в 200 000
машин в год, а Жуков оценивает долю ГАЗа на нем в 60%. Низкая цена
“Газелей” поможет держать рынок, уверен он. В группе “ГАЗ” говорят,
что конкуренции со стороны “Северсталь-Авто” не опасаются.