Ольга Самофалова
Российско-голландский производитель
шин «Амтел-Фредештайн» объявил о покупке Московского шинного
завода.
По оценкам аналитиков, сумма сделки
составит $60-70 млн, что соразмерно объему кредиторской
задолженности завода, который ранее пытался образовать совместное
предприятие с одним из лидеров мирового рынка — Continental.
Эксперты уверены, что покупка завода будет выгодна как «Амтелу»,
так и контролировавшему предприятие московскому
правительству.
Вчера было объявлено о подписании
предварительного соглашения о покупке «Амтел-Фредештайном» ОАО
МШЗ-М. Как заявил руководитель департамента промышленной политики и
науки правительства Москвы Евгений Пантелеев, юридически сделка
будет завершена в течение двух-трех месяцев.
ОАО МШЗ-М было образовано в 2004 году
как совместное предприятие Московского шинного завода (МШЗ) и
немецкого концерна Continental— последнему принадлежало 47% акций
СП. Тогда инвестиции сторон в СП составили $40 млн. После выхода из
проекта немецкой стороны МШЗ решил самостоятельно запустить
серийное производство на мощностях МШЗ-М. По словам гендиректора
завода Владимира Ежова, в 2005- 2006 годах в проект было вложено
еще 350 млн руб.
В 2005-м предприятие произвело 147
тыс. шин при проектной мощности завода в 3 млн.
Теперь с новыми хозяевами Московский
шинный завод планирует выйти на 2,2 млн шин в течение двухтрех
месяцев, а на максимальную мощность— к концу 2007 года. Гендиректор
«АмтелФредештайна» Алексей Гурин отметил, что это позволит компании
получить дополнительный доход от продаж в размере $70-80
млн.
По словам Гурина, главной причиной
приобретения завода в Москве стала нехватка имеющихся у компании
мощностей для удовлетворения растущего спроса на шины. На
приобретенных мощностях будут производиться шины брэндов «Амтел» и
Vredestein. Гурин также отметил, что производимые сейчас на
московском заводе шины «Таганка» продаются на 30-35% дешевле
продукции «Амтела» при одинаковой себестоимости.
Сумма сделки будет официально
объявлена после завершения работы оценщиков. Однако аналитик ИК
«Финам» Анастасия Сарапульцева считает, что справедливая стоимость
завода сейчас составляет $60-70 млн, чтопрактически соразмерно
сумме кредиторской задолженности МШЗ (2 млрд. руб.). По ее мнению,
продавая завод по такой цене, московское правительство тем самым
наилучшим образом решает вопрос погашения этой задолженности.
С такой оценкой сделки соглашается и
аналитик ИФК «Метрополь» Максим Иванов. Однако он предполагает, что
погашение долга для МШЗ не является критичным как раз потому, что
основным его кредитором является московское правительство (владеет
50,05% акций), поэтому вырученные средства могут пойти и на другие
цели. Он также обращает внимание на то, что при подписании
соглашения «Амтел» взял на себя обязательство закрыть на МШЗ
экологически вредные цеха по производству резиновой смеси (она
будет поставляться с воронежского завода компании). «Именно
нерешенный экологический вопрос стал одной из причин выхода
Continental из СП с МШЗ»,— напоминает Иванов.
«Для „Амтела” приобретение завода за
$60-70 млн также будет выгодной сделкой,
так как компания получает хорошую
производственную базу, которая осталась от СП
с Continental, и дополнительные
мощности»,— добавляет Сарапульцева.
Впрочем, Максим Иванов полагает, что
нехватка мощностей— не главная причина приобретения «Амтелом»
МШЗ-М, напоминая, что в начале года «Амтел» продал Красноярский
шинный завод. «Компания стремится наладить производство в тех
регионах, где есть наибольший спрос на легковые брэндированные шины
премиального сегмента и где имеются рынки сбыта продукции»,—
объясняет он. По мнению Иванова, «Амтел-Фредештайн», получив
мощности на МШЗ-М, постарается занять и свободную нишу
отечественных легковых шин премиального сегмента. Анастасия
Сарапульцева также считает, что «Амтел» будет производить на МШЗ-М
шины в быстрорастущих сегментах А и В. «В классе А у компании
вообще нет конкурентов в России, здесь они будут конкурировать
только с импортом»,— добавляет она.
По данным Сарапульцевой, в России
спрос на легковые шины сегмента А оценивается сейчас в 5 млн штук в
год, на шины сегмента В — в 3 млн. штук. Аналитик ИК «Тройка
Диалог» Гайрат Салимов добавляет, что по итогам прошлого года рост
рынка шин составил 5%. При этом сегмент С (отечественные
небрэндированные шины) постепенно сходит с рынка.