К вершине планеты – на воздушном шаре!
12 апреля 2005 года в 6.00 по московскому
времени стартовала первая российская экспедиция к Северному полюсу
на воздушном шаре «Святая Русь»
Тепловой аэростат "Святая Русь" отправился к
полюсу с острова Средний архипелага Северная Земля. Северный полюс,
одно из самых неизведанных мест планеты, всегда привлекал внимание
путешественников. В двадцатом веке его покоряли экспедиции на
лыжах, собачьих упряжках, моторных средствах передвижения. Но еще
ни разу официально не было зарегистрировано достижение Северного
полюса тепловым аэростатом. В 2005 году команда шара «Святая Русь»
намерена покорить неподвластную стихию и достичь вершины
планеты.
Команда экспедиции – это бесстрашные
энтузиасты и в то же время одни из самых опытных в России
специалистов по управлению аэростатами и выживанию в экстремальных
условиях. Станислав Федоров, президент Русского
воздухоплавательного общества, ведущий российский конструктор
дирижаблей и воздушных аэростатов, и Валентин Ефремов, знаменитый
российский путешественник, за плечами которого тысячи километров
снегов и льдов. Экипажу предстоит преодолеть свыше 1000 км на
высоте до 5000 м и при температуре до -50 0С. Связь с «большой
землей» будет осуществляться посредством спутникового телефона, а
также во время нескольких технических посадок на дрейфующий
лед.
Помимо своего прямого назначения – победы
человека над суровой стихией – экспедиция преследует серьезные
научно-практические цели. В ходе полета будет проведен подробный
мониторинг экологического состояния арктической природной зоны. Шар
совершит несколько приземлений в точках различного удаления от
крупнейших в России промышленных объектов с целью забора проб
снега. Также в планах экспедиции – наблюдения за движением
воздушных масс в климатической зоне Арктики, одной из наименее
изученных на сегодняшний день. Уникальные данные, полученные
экипажем «Святой Руси» позволят существенно дополнить теоретические
сведения о формировании климата Земли. Отдельная часть научной
программы полета посвящена изучению деятельности организма человека
в экстремальных условиях.
По оценкам экспертов, российская экспедиция
имеет все шансы на успех. На ее подготовку ушло больше полутора
лет, особое внимание уделено безопасности полета. Организация
авиаобслуживания и поисково-спасательного обеспечения экспедиции
проходит в тесном контакте с Федеральной службой безопасности,
Министерством обороны и Министерством транспорта России,
специалистами Красноярского управления гражданской авиации,
Ассоциацией полярников. Специально для проекта были разработаны
уникальные методы авиатранспортного обслуживания, в частности,
организации дополнительных баз топлива на акватории Северного
Ледовитого океана.