Александр Борисов
Руководство «Рособоронэкспорта» во время визита
в Верхнюю Салду с размахом продемонстрировало свои амбиции.
Экспортеру вооружений мало контроля над ВСМПО, АвтоВАЗом и
создаваемой сейчас ОАК. Впереди — судостроение и
двигателестроение.
Как это было
В октябре нынешнего года ФГУП «Рособоронэкспорт»
(РОЭ) завершило сделку по покупке 66% акций крупнейшей в мире
титановой корпорации «ВСМПО-Ависма». А в начале ноября совет
директоров верхнесалдинского предприятия утвердил в должности
председателя главу РОЭ Сергея Чемезова. Помимо него в совет
директоров вошли заместитель Чемезова Алексей Алешин, а также
гендиректор ООО «ОборонИмпэкс» Михаил Шелков и его первый зам
Михаил Воеводин. Сумму сделки по покупке акций «ВСМПО-Ависмы»
представители РОЭ не называют. Однако, по признанию Сергея
Чемезова, сделанному им во время визита на верхнесалдинское
предприятие, «ВСМПО-Ависма» оценивалась примерно в $2,2 млрд.
Отметим, это несколько ниже рыночной капитализации компании: исходя
из котировок РТС на начало сентября, корпорация стоила $2,7 млрд.,
а если взглянуть на котировки прошлой недели, то и того выше — $2,9
млрд. Так что не исключено, что РОЭ заплатил за акции меньше, чем
хотели прежние акционеры. Известно, что 30% акций РОЭ выкупил у
Вячеслава Брешта, 26% — у гендиректора корпорации Владислава
Тетюхина и 10% — у ИК «Ренессанс Капитал». Нетрудно посчитать, что
при озвученной Чемезовым капитализации за 66% акций «ВСМПО-Ависмы»
РОЭ заплатил около $1,45 млрд. При этом Брешту досталось примерно
$660 млн., Тетюхину — $570 млн., а «Ренессанс Капиталу» — $220 млн.
Но если Брешт покинул верхнесалдинское предприятие, то Тетюхин
остался руководить им в должности гендиректора, сохранив
4-процентную долю в акционерном капитале. Еще раньше с 13% акций
«ВСМПО-Ависмы» расстался владелец «Реновы» Виктор Вексельберг,
который, по слухам, уступил свой пакет «Ренессанс Капиталу».
Кредитные средства для покупки акций частных акционеров РОЭ нашел в
нескольких банках, назвать которые в компании отказались. Очевидно,
что Вексельберг ни за что не стал бы добровольно расставаться с
акциями предприятия, выручка которого ежегодно растет на 10—12%, а
в ближайшем будущем обещает еще как минимум удвоиться. Но ссориться
с государством, представители которого недвусмысленно дали понять,
что желают установить свой контроль над стратегически важным
предприятием, ему явно не хотелось. Пришлось продать. Помимо
финансовых выгод пакет акций «ВСМПО-Ависмы» обеспечит
«Рособоронэкспорту» контроль над стратегически важным предприятием.
Именно стратегическим характером продукции «ВСМПО-Ависмы» для
достижения как экономических, так и политических целей можно
объяснить столь рьяное желание РОЭ контролировать верхнесалдинское
предприятие.
Титановый рычаг
«ВСМПО-Ависма» контролирует 30% мирового
производства титана. Выручка компании уже в этом году может достичь
$1 млрд. при чистой прибыли $310—320 млн. Однако всего через пару
лет эти показатели могут вырасти в разы. Дело в том, что новое
руководство верхнесалдинского предприятия уже заключило контракты с
крупнейшим в мире производителем авиационной техники — американской
корпорацией Boeing. Согласно контракту титановыми узлами,
изготавливаемыми на «ВСМПО-Ависме», будут комплектоваться все
новейшие самолеты-гиганты Boeing 787 «Дримлайнер». Сейчас Boeing
уже имеет заказы на производство и поставку около 400
«Дримлайнеров» до 2018 года на общую сумму $18 млрд. По словам
пожелавшего остаться неназванным источника в РОЭ, около 30% от этой
суммы пойдет на закупку титана у «ВСМПО-Ависмы». Если верить
источнику, получается, речь идет о заказе Boeing в Верхней Салде на
сумму около $5,4 млрд. Впрочем, цифра не может не вызывать
сомнений: доля российского титана в производстве Boeing составляет
меньше 50%. Выходит, если Boeing так щедро расплатится с ВСМПО и
продаст свои самолеты на сумму $18 млрд., то рискует не получить
прибыли: ведь огромные средства будут выплачиваться и другим
поставщикам титана, а также затрачиваться собственно на выпуск
самолетов. Впрочем, конкуренты ВСМПО не дремлют. По данным
ИФК «Метрополь», по доле рынка титана к российской компании почти
вплотную приблизилась американская Timet — у нее 28,3% рынка.
Любопытно, что за ней следуют еще два производителя — и тоже
американские — это Allegheny Technologies и RTI, занимающие
совместно 29,1% мирового рынка. Если бы интеграционные
процессы в титановой отрасли США шли так же, как в России, то при
объединении трех американских компаний на рынке появился бы новый
лидер — на этот раз абсолютный и недосягаемый. Однако пока этого не
происходит и у ВСМПО есть шансы хорошо заработать на нужде того же
Boeing в российском титане. Кроме того, до 90% всего потребляемого
титана у «ВСМПО-Ависмы» закупают такие компании, как Embraier и
Goodrich, 10—20% российского титана используют Rolls-Royce, Snecma
и Pratt & Whitney. Титан «ВСМПО-Ависмы» используется также при
строительстве всех российских военных самолетов и будет незаменим
при создании проекта регионального самолета Super Jet 100 (который,
кстати, станет продвигаться на мировые рынки при самом активном
участии Boeing). Вместе эти компании принесут «ВСМПО-Ависме»
заказов еще на несколько миллиардов долларов. По всей видимости,
нужда Boeing в российском титане привела к тому, что администрация
США закрыла глаза на введенные против РОЭ экономические санкции. А
вот ситуация с европейской авиакосмической корпорацией EADS,
выпускающей Airbus, в последнее время неоднозначна для ВСМПО. С
одной стороны, зависимость европейцев от российского титана выше,
чем у Boeing: РОЭ приводит данные о том, что 50% всего
используемого EADS титана закупается у «ВСМПО-Ависмы». С другой —
EADS в этом году преследуют неудачи, запуск самолетов А-380
постоянно откладывается, и уже появилась информация о том, что
некоторые клиенты отказываются от новых лайнеров Airbus. Так что,
возможно, РОЭ придется поумерить свои аппетиты, связанные с
продажами титана в Европе. Тем не менее остается очевидным, что
контроль над крупнейшим в мире производителем титана позволяет
российским властям легче договариваться с европейцами о совместных
проектах в авиакосмической отрасли.
По всем фронтам
Во время поездки Сергея Чемезова в Верхнюю Салду
его свиту составляли в основном руководители ООО «ОборонИмпэкс».
Именно они в действительности будут заниматься выстраиванием и
реализацией инвестиционно-финансовых программ «ВСМПО-Ависмы». Как
говорится в сообщении РОЭ, учредителями «ОборонИмпэкса» являются
ФГУП «Рособоронэкспорт» и Внешэкономбанк СССР с долями уставного
капитала 75% и 25% соответственно. Фактически «ОборонИмпэкс» — это
«дочка» РОЭ, выполняющая задачи по клиринговым и бартерным
операциям ФГУП на зарубежных рынках. Теперь ему придется научиться
решать совершенно новые задачи. В беседе с «Профилем» член совета
директоров «ВСМПО-Ависмы», первый замгендиректора «ОборонИмпэкса»
Михаил Воеводин заявил, что в дальнейших планах нового руководства
верхнесалдинского предприятия — выстраивание вертикально
интегрированного холдинга. Цель — получить контроль над всей
производственной цепочкой: от добычи сырья до реализации готовой
продукции. По словам Воеводина, сейчас ведутся переговоры с
основным добытчиком сырья для производства алюминия (ильменгита) —
украинской корпорацией «Крымский титан» — о возможной покупке
Вольногорского ГОКа или доли в его акционерном капитале. Кроме
того, переговоры ведутся с целым рядом сырьевых предприятий в
России и СНГ, сопряженных с производством титана: вольфрама,
молибдена идр. Таким образом, РОЭ входит в совершенно новый для
себя сектор экономики — добычу и производство редкоземельных
металлов. Но и этим дело явно не ограничится. Сергей Чемезов,
отвечая на вопросы журналистов, подчеркнул, что РОЭ примет самое
активное участие в деятельности создаваемой в России Объединенной
авиакосмической корпорации (ОАК). Уже сейчас РОЭ принадлежит 25% в
капитале крупнейшего российского авиастроительного холдинга — АХК
«Сухой». Имея контроль над «ВСМПО-Ависмой», РОЭ сможет претендовать
на ведущую роль в ОАК. Напомним, что уже сейчас менеджеры РОЭ
управляют крупнейшей отечественной автомобилестроительной компанией
— АвтоВАЗ — с выручкой в $5 млрд. Нетрудно догадаться и о будущих
планах РОЭ по вхождению в управление российскими промышленными
активами. В пресс-релизе компании об итогах проведения совета
директоров «ВСМПО-Ависмы» черным по белому сказано: «высоким
потенциалом заказов титановой продукции обладают такие отрасли, как
судостроение и двигателестроение, в которых уже активно идут
интеграционные процессы». Именно в этих отраслях в скором времени
следует ожидать передела собственности в сторону огосударствления и
прихода РОЭ. ФГУП во главе с Чемезовым явно претендует на роль
главной российской корпорации в управлении промышленными активами.
Впрочем, как подчеркивает источник в компании, «мы не идем туда,
где все хорошо, а поднимаем лишь то, что без нас поднять так и не
сумели». Правда, в этой фразе слышится не то наигрыш, не то
чрезмерный пафос. Приписывать успехи того же ВСМПО
«Рособоронэкспорту» было бы неправильным: корпорация прекрасно
обходилась и без «менеджеров в погонах». Так, капитализация ВСМПО
на 1 января 2004 года составляла всего $302 млн., а 1 января 2006
года она превысила $2 млрд. И все это время корпорация оставалась в
частных руках.