Ольга Горелик
Владелец "Рамсторов" турецкий девелопер Enka на
этой неделе передал более удачливому французскому конкуренту -
"Ашану" - 14 магазинов своей сети. Эксперты полагают, что схожая
участь постигнет и оставшиеся четыре десятка "Рамсторов"
История сетевого ритейла в России началась с
приходом "Рамсторов". Управляющая сетью турецкая компания "Рамэнка"
стала первым иностранным инвестором, построившим в России
гипермаркет. В 1997 году на открытие первого торгового центра
приехал сам тогдашний премьер-министр Виктор Черномырдин. Наверное,
ему, как и всем россиянам, хотелось увидеть магазин, в котором
можно купить буквально все - от хлеба и зубной пасты до пылесоса и
турпутевки. Сначала дела у сети шли хорошо. Конкурентов не было, а
цены выгодно отличались от того же "Седьмого континента". К тому же
именно "Рамстор" ввел в российскую торговлю такие понятия, как
промоакции, скидки и private lable.
Но в новом веке в Россию один за другим повалили
такие гиганты розничной торговли, как "Ашан", Metro cash&carry
и другие. Рядом с ними "Рамстор" быстро растерял все свои
преимущества. "Новые сети сразу объявили себя магазинами для
покупателей среднего и ниже среднего достатка, и на фоне
установленных ими цен "Рамстор" стал казаться дорогим магазином", -
говорит инвестиционный консультант УК "Метрополь" Елена
Чернолецкая. Да и в целом, сети затеяли игру в
позиционирование. Одни представляли себя как магазины для богатых,
другие - для бедных, третьи - для всей семьи. "Рамэнка" нового
веяния не уловила, а потому "Рамсторы" остались магазинами
непонятно для кого. И начали пустеть. Финансовые показатели
компании падали, сеть не рекламировалась. По итогам 2005 года
"Рамстор" оказался последним в десятке крупнейших ритейлеров по
обороту, а его владелец Koc Holding стал искать покупателя. В
начале этого года он действительно продал сеть застройщику Enka,
которого интересовала лишь недвижимость магазинов и который начал
быстро избавляться от ритейла. Первая сделка состоялась на этой
неделе. 14 магазинов были переданы сети Auchan - 13 в аренду и один
в собственность.
Ребрендинг девяти гипермаркетов в Москве, одного
в Санкт-Петербурге, двух в Самаре и одного в Екатеринбурге
ожидается уже в начале будущего года. Их превратят в новые "Ашаны".
По мнению экспертов, остальные 40 российских "Рамсторов" также
вскоре будут проданы. Претендентов хоть отбавляй - X5 Retail Group,
Wal-Mart, Tesco и другие.