Завод из Индииперевезут в Россию GM и “АвтоВАЗ”
Глеб Столяров
САМАРА — В ноябре General Motors и “АвтоВАЗ”
планируют объявить о строительстве в Тольятти завода по
производству двигателей и трансмиссий. Как стало известно
“Ведомостям”, завод будет оснащен оборудованием, которое
простаивает на заводе, принадлежавшем обанкротившейся Daewoo Motors
India. Объем инвестиций в проект оценивается в сумму от $400 до
$500 млн.
ЗАО “GM-АвтоВАЗ” создано летом 2001 г.
Учредители – General Motors и “АвтоВАЗ” (по 41,5% акций) и ЕБРР
(17%). В 2003 г. предприятие собрало 25 235 автомобилей Chevy-Niva.
В 2004 г. планируется собрать 55 150 автомобилей. 23 сентября
“GM-АвтоВАЗ” начал серийный выпуск новой модели – Chevrolet-Viva,
разработанной на базе Opel Astra T-3000. В 2005 г. завод собирается
выпустить 7500 “Вив”, а в 2006 г. — около 25 000.
В мае 2004 г. гендиректор “GM-АвтоВАЗа” Джон
Милонас сообщил “Ведомостям” о проекте строительства завода
двигателей в Тольятти. По словам Милонаса, это будут “самые крупные
вложения иностранного капитала в российский автопром за все время”.
В числе инвесторов проекта он называл GM, “АвтоВАЗ” и некую
банковскую структуру. О строительстве завода по производству
двигателей и трансмиссий будет объявлено в ноябре, сообщили
“Ведомостям” два независимых друг от друга источника на “АвтоВАЗе”
и сотрудник одного из акционеров СП “GM-АвтоВАЗ”. Менеджер
“АвтоВАЗа” предполагает, что новое производство будет выделено в
отдельное юридическое лицо. По его словам, если ничего
непредвиденного не произойдет, “завод начнет работать в 2007 г.”. А
один из руководителей тольяттинской мэрии на условиях анонимности
сообщил, что для нового завода уже определен участок земли,
примыкающий к “GM-АвтоВАЗу”, и сейчас оформляются документы на его
выделение. Общая стоимость проекта составит около $500 млн, говорит
сотрудник одного из акционеров СП. По его словам, одним из
инвесторов проекта станет ЕБРР, который может вложить в СП до $240
млн. А источник, близкий к руководству “АвтоВАЗа”, уточняет, что
объем инвестиций в проект еще не утвержден, но “сумма будет в
пределах от $400 до $500 млн”. Представители “АвтоВАЗа”, GM и ЕБРР
отказываются официально комментировать новый проект. Новое
предприятие будет выпускать силовой агрегат, в состав которого
входит двигатель, коробка передач и трансмиссия, говорит менеджер
“АвтоВАЗа”. По его словам, предприятие будет оснащено
оборудованием, перевезенным с одного из простаивающих автозаводов в
Индии. Речь идет о заводе, ранее принадлежавшем корейской Daewoo
Motors, добавляет сотрудник одного из акционеров СП “GM-АвтоВАЗ”.
Как раз сейчас кредиторы Daewoo Motors India продают завод ETA,
построенный в прошлом десятилетии и способный производить 300 000
двигателей и трансмиссий в год. Завод был закрыт в сентябре 2001
г., а главным претендентом на этот актив считается GM. “Завод [в
Тольятти] будет переоборудован для производства двигателя Opel,
который планируется устанавливать на Chevrolet-Viva, экспортную
версию Chevrolet-Niva, и на перспективные модели “АвтоВАЗа” и
“GM-АвтоВАЗа”, — говорит сотрудник дирекции по техническому
развитию “АвтоВАЗа”. По его словам, на предприятии будут собираться
опелевские трансмиссия и двигатель fam-1. 16-клапанный двигатель
Opel fam-1 имеет объем 1,8 л, мощность — 122 л. с. “АвтоВАЗ”
готовит обновление модельного ряда и рассчитывает на массовое
производство автомобилей в среднем ценовом сегменте, а для этого
современный двигатель будет необходим, констатирует аналитик
“НИКойла” Вячеслав Смольянинов. По его оценке, двигатель и
трансмиссия составляют более 20% от себестоимости автомобиля.
“Если сейчас машина стоит
около $7000, то с новым двигателем, собранным в России, она будет
стоить $8000, а если тот же двигатель привезти из-за границы,
модель подорожает еще примерно на $1000”, — рассуждает аналитик
компании “Метрополь” Денис Нуштаев. Он считает, что “GM-АвтоВАЗ”
получит ценовое преимущество перед другими производителями иномарок
в России.