В правительстве считают, что к 2010 году
объем производства машин в России вырастет в 1,5 раза
Эльдар Бадырханов
Российские чиновники уточнили прогноз развития
автомобильного производства. По самым оптимистичным подсчетам, к
2010 году объем выпущенных в России машин вырастет на 48,9% и
составит 1,75 млн штук. Иностранные инвесторы дают другие оценки и
рассчитывают на более быстрые темпы роста – к 2011 году объем рынка
составит 4 млн автомобилей. По прогнозам чиновников, к 2010 году в
России будут выпускать в полтора раза больше машин. В прогнозе
социально-экономического развития на 2008–2010 годы предусмотрено
два варианта. Пессимистический предполагает, что рост составит
20,9% – до 1,42 млн автомобилей. Оптимистический – на 48,9%, то
есть до 1,75 млн машин. Всего в 2006 году было произведено 1,175
млн легковых машин. В 2007 году планируется спустить с конвейера
1,220 млн машин. К 2010 году объем производства поднимется до
800–940 тыс. отечественных легковых машин и 620–810 тыс.
«российских иномарок», выпущенных на СП. Независимые эксперты
рассчитывают на более бурное развитие автомобильного производства.
По мнению специалистов компании Ernst & Young, именно сборочные
производства иномарок в России стали основным фактором роста
автомобильного рынка. К 2011 году его объем вырастет почти в два
раза и достигнет 4 млн машин, считают в Ernst & Young. В марте
такой прогноз сделал руководитель отдела по работе с клиентами
автомобильной промышленности для Центральной и Восточной Европы
консалтинговой компании Ernst & Young Питер Фусс. В 2006 году,
отметил господин Фусс, российский рынок легковых автомобилей
увеличился на 20% по сравнению с 2005 годом, перешагнув рубеж в 2
млн машин. При этом наибольший рост наблюдался в производстве
иномарок российской сборки – около 80%. Доля рынка таких
автомобилей в общем объеме продаж по итогам года составила 13%. К
2009 году объем рынка превысит 3 млн автомобилей. К тому времени
выпуск «российских иномарок» уже будет превосходить по темпам роста
производство традиционных отечественных автомобильных брендов. В
частности, как говорится в отчете Ernst & Young, к 2010 году
объем производства иномарок в России составит около 1 млн штук в
год, а традиционных российских брендов – 650–700 тыс. машин в год.
Для сравнения, в 2004 году в России было произведено 100 тыс.
иномарок и 1 млн отечественных автомобилей. По данным Ernst &
Young, уже сейчас Россия занимает третье место в мире не только по
объему автомобильного рынка, но и по зафиксированному росту этого
сегмента. Но в ближайшее время доминировать в сфере производства
автомобилей будет Западная Европа. «Здесь существует проблема
избыточных мощностей, в итоге взгляд производителей Западной Европы
будет обращен в сторону Восточной Европы, в частности – на Россию»,
– полагает господин Фусс. По его оценке, рыночный потенциал России
превосходит Центральную и Восточную Европу. По словам аналитика ИК
«Брокеркредитсервис» Севастьяна Козицына, продажи автомобилей в
России растут на 15–20% в год. «Российский рынок развивается
быстро. Уже в прошлом году совокупные продажи иномарок – и
произведенных в России, и импортных – превысили продажи российских
брендов. Поэтому определенно рост рынка в последующие годы придется
на новые сборочные линии по производству «российских иномарок».
Правда, АвтоВАЗ тоже планирует запустить новую линию, возможно, это
будет сборочная линия», – говорит господин Козицын. Аналитик
отмечает, что «единственным серьезным производителем российских
брендов выступает АвтоВАЗ», который производит около 700 тыс.
легковых автомобилей в год. Аналитик ИФК «Метрополь»
Александр Жуков дает более консервативные оценки рынка. «По итогам
2010 года объем рынка составит 2,6–2,8 млн машин, возможно, в 2011
году он составит 2,8 млн. Рынок будет расти на 6–7% в год. Другое
дело, что в денежном выражении он вырастет на 15–18%, из-за того
что потребители будут покупать более дорогую продукцию», – считает
господин Жуков.