"Аэрофлот" продал ГМК "Норильский никель"
авиакомпанию "Нордавиа" всего за $7 млн. Общая стоимость
перевозчика была оценена в $207 млн, из которых $200 млн составили
обязательства "Нордавиа". Теперь "Аэрофлот" рассчитывает
деконсолидировать этот долг, а также накопленные убытки дочерней
компании из своей отчетности. Но в преддверии передачи "Аэрофлоту"
шести проблемных авиапредприятий "Ростехнологий" история "Нордавиа"
выглядит провалом.
Вчера вечером "Аэрофлот" завершил сделку по
продаже "Норникелю" "Нордавиа". Итоговая стоимость компании
составила $207 млн, говорит источник, знакомый с деталями
контракта, но "Норникель" заплатит "Аэрофлоту" только $7 млн. "Это
стоимость акционерного капитала, которую "Аэрофлот" получит в виде
денежных средств, остальная часть — долги "Нордавиа"",— поясняет
собеседник "Ъ". В "Норникеле" от комментариев отказались, но
собеседник "Ъ" в компании подтвердил, что сделка вышла на
"заключительный этап".
ЗАО "Нордавиа—региональные авиалинии" в 2010
году перевезло 1,4 млн пассажиров (16-е место среди российских
авиакомпаний). Базовые аэропорты — московский Шереметьево,
Архангельск и Мурманск. На 100% принадлежит "Аэрофлоту". В парке 15
самолетов Boeing 737-500 и четыре Ан-24.
Собеседник "Ъ" в "Аэрофлоте" пояснил, что в
результате сделки из отчетности группы по МСФО за 2011 году будут
деконсолидированы $200 млн обязательств, хотя по итогам 2009 года
долги "Нордавиа" по РСБУ составляли всего около $60 млн.
Как объяснил "Ъ" один из топ-менеджеров
авиакомпании, "Аэрофлот" включил в долг "Нордавиа" дисконтированную
стоимость обязательств по операционному лизингу самолетов, то есть
все будущие платежи по лизингу техники, которые не отражаются в
российской отчетности. "Другие компании обычно не относят это к
долгу, но "Аэрофлот" эти суммы учитывает",— говорит собеседник "Ъ".
Кроме того, от продажи "Нордавиа" в "Аэрофлоте" ожидают увеличения
финансового результата группы компаний в 2011 года в размере до $60
млн за счет исключения накопленного убытка региональной
авиакомпании.
Переговоры о сделке по продаже "Нордавиа" велись
с конца 2010 года. "Аэрофлот" принял решение избавиться от
авиакомпании, так как в 2011 году должен получить авиаактивы
госкорпорации "Ростехнологии", в числе которых авиакомпания
"Россия" (бывшая ГТК "Россия"), тоже работающая, как и "Нордавиа",
в Северо-Западном регионе. Единственным претендентом на
авиакомпанию стал "Норникель". ГМК никогда не раскрывала свою
стратегию в отношении "Нордавиа", но эксперты связывали ее интерес
к перевозчику с наличием у "Норникеля" собственной авиакомпании
"Таймыр". Ее объединение с "Нордавиа" могло бы вывести компанию в
топ-10 российских перевозчиков. В случае срыва сделки "Аэрофлот"
был готов обанкротить "Нордавиа".
Андрей Рожков из ИФК "Метрополь"
отмечает, что среди дочерних компаний "Аэрофлота" только "Нордавиа"
была убыточной ($9 млн за девять месяцев 2010 года). Но в 2011 году
авиакомпания могла выйти в ноль или даже принести прибыль из-за
возрастающего пассажиропотока, полагает аналитик.
Главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий
добавляет, что неудовлетворительное состояние "Нордавиа" является,
по сути, неудачным примером работы "Аэрофлота" с дочерней
авиакомпанией. В свете присоединения к "Аэрофлоту" шести
авиакомпаний "Ростехнологий", поясняет эксперт, "важно не допустить
повторения такой ситуации".