Повышение пошлин на ввозимые иномарки — не
единственная предпринятая правительством мера, направленная на
поддержку российских автопроизводителей. Планируется также
финансовая помощь предприятиям и субсидирование кредитов для
покупателей автомобилей.
Правительство всеми возможными способами
старается удержать российских автопроизводителей на плаву.
Повышение пошлин на ввозимые иномарки — только один из них. В
планах — оказание частичной помощи населению в выплате кредитов, а
непосредственно предприятиям, производящим автомобили, планируется
выделение огромной суммы в 200 млрд руб. По мнению чиновников,
обозначенные меры не дадут рынку провалиться, а уже в 2010 году
объемы продаж автомобилей вновь начнут расти.
Министр промышленности и торговли Виктор
Христенко и вовсе прогнозирует, что к 2012 году автомобильный рынок
достигнет уровня первой половины 2008 года, после чего рост будет
еще более интенсивным.
Тем не менее, многие эксперты считают, что в
нынешних условиях делать столь оптимистические прогнозы не следует.
Для роста продаж нужны не только автомобили и доступные
кредиты.
«Продажи автомобилей падают, рынок себя
исчерпал. Я бы не стала рассчитывать на то, что только за счет
кредитов можно изменить ситуацию. Вновь покупать автомобили люди
станут, только почувствовав уверенность в завтрашнем дне, а для
этого помощи одному только автопрому явно недостаточно», — считает
Ольга, менеджер инвестиционной компании.
Специалисты уверены, что само отношение граждан
к потреблению изменится, а праздный вопрос: «Покупать или не
покупать?» сменит более прагматичный: «Необходимо или нет?».
«Мне кажется, что нынешняя финансовая ситуация
изменит психологию людей. Покупать как прежде перестанут. Теперь
новую модель автомобиля или телефона приобретать станут не тогда,
когда этого просто захотелось, а если действительно есть такая
необходимость», — поделился своими наблюдениями с Infox.ru
Александр, менеджер по продажам автосалона «Тессей». К тому же, по
его мнению, ожидать позитивных настроений рынка в ближайшем будущем
не приходится, «уровень продаж и производства в следующем году, по
крайней мере в первой половине, будет снижаться». «Решающим станет
вторая половина. Если переломить ситуацию не удастся и кризис
перейдет в 2010 год, то рассчитывать на возобновление уровня продаж
за три года не стоит», — считает Александр.
Впрочем, некоторые эксперты полагают, что
решение субсидировать автокредиты — своевременная и действенная
мера. Если программа заработает и 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (а
это 8,7%) будет компенсировать правительство, то это станет
неплохим стимулом для приобретения автомобилей. Впрочем, увеличить
продажи такие меры не способны. Но в совокупности с повышением
пошлин на ввоз иностранных автомобилей они позволят существенно
снизить падение продаж Lada по сравнению с иностранными
производителями. Даже с теми, чьи производства находятся на
территории России, поскольку максимальная стоимость автомобиля (350
тыс.), для которой предусмотрены субсидии, охватывает практически
весь модельный ряд «АвтоВАЗа» и лишь часть иностранных моделей.
«Если у людей будет возможность брать
доступные кредиты, они будут покупать автомобили. Вопрос в том,
сможет ли «АвтоВАЗ» удовлетворить потребности потребителей.
Пересадить автолюбителей с иномарок на «Лады», как показывает опыт,
довольно сложно. Конечно, в предлагаемый правительством сегмент,
могут войти и иномарки российской сборки, например Renault Logan,
Hyundai Accent, Kia Spectra и другие модели. Но если рубль
продолжит слабеть по отношению к доллару, то иномарки для
большинства автолюбителей станут недоступны, так как значительно
вырастут в цене», — считает Надежда, аналитик по транспорту ИФК
«Метрополь».
Таким образом, государство оказалось в непростой
ситуации. Без финансовой и законодательной поддержки российский
автопром окажется отброшен кризисом еще на 15 лет назад и, скорее
всего, прекратит свое существование. Десятки тысяч людей окажутся
без работы. С другой стороны, столь серьезное «завинчивание гаек»
грозит не менее опасным социальным взрывом в регионах, которые по
большей части также живут за счет автомобилей. Но ввозимых из-за
рубежа. Единственным выходом из данной ситуации многие аналитики
считают лишь компромиссное решение. К примеру, регулирование
таможенных пошлин в зависимости от цены ввозимых автомобилей или
региона использования. Однако надежд на подобное стечение
обстоятельств мало. У чиновников нет ни опыта, ни желания, ни
механизмов реализации подобных решений.