Российское станкостроение нуждается в серьезных инвестициях и новых
технологиях. Попытка реанимировать отрасль сегодня предпринимается
в Ульяновске — новые собственники завода тяжелых станков собираются
на его базе создать успешное предприятие
Елена Наумова
За время рыночных реформ отечественное станкостроение утратило
позиции, завоеванные в советское время. Некогда мощная
конструкторская база развалена, новые разработки единичны. Примеров
успешного развития станкостроения в России немного: Рязанский
станкостроительный завод, который «подняла» промышленная группа
«Росстанком», воронежский «Тяжмехпресс» (принадлежит
«Металлоинвесту») и новосибир-ский «Тяжстанкогидропресс»
(собственник — менеджмент предприятия). Еще одним удачным проектом
обещает стать совместное предприятие по выпуску тяжелых станков в
Ульяновске.
Перспективная покупка
В октябре этого года чешская компания Skoda Machine Tool и ЗАО
«Станко Импекс групп» (СИГ, компания аффилирована с совладельцами
«Трансмашхолдинга» — крупного производителя железнодорожного
транспорта) зарегистрировали совместное предприятие
«Skoda-Ульяновск» на базе Ульяновского завода тяжелых и уникальных
станков (УЗТС). Одновременно с созданием СП завод передали в
управление менеджменту компании Skoda Machine Tool. В новой
компании 25% акций принадлежит Skoda Machine Tool, 25% — СИГ и 50%
— УЗТС. К 2008 году на базе ульяновского предприятия Skoda Machine
Tool рассчитывает создать свою первую в России площадку по
производству тяжелых токарных станков.
Сейчас Ульяновский завод способен производить колесно-расточные и
рельсофрезеровочные станки — для предприятий, обслуживающих
железнодорожников. Первым шагом по созданию российско-чешского СП
для выпуска тяжелых станков была покупка ЗАО «Станко Импекс групп»
компании Skoda Machine Tool в конце 2005 года. А в мае этого года
СИГ приобрел 64,5% акций УЗТС у председателя совета директоров
банка «Глобэкс» Андрея Дунаева. По оценкам отраслевых экспертов,
сумма сделки могла составить до 200 млн руб.
Инвестиции в развитие ульяновского завода в ближайший год достигнут
примерно 270 млн рублей. Деньги пойдут на ремонт производственных
помещений, дополнительное оборудование и модернизацию имеющегося
станочного парка. В 2007 году будет проведена модернизация
оборудования, а с 2008 года «Skoda-Ульяновск» начнет выпуск части
деталей горизонтально-расточных и тяжелых токарных станков,
востребованных в энергомашиностроении и судостроении. Электронную
начинку для них на первоначальном этапе будут производить на
чешской площадке.
По оценке специалистов УЗТС, станки сборки «Skoda-Ульяновск», с
ульяновскими же деталями, будут стоить на 5—10% дешевле, чем
произведенные в Чехии.
Загрузка возрастет
Отказываться от своих нынешних клиентов ульяновский завод не
собирается. Как пояснили журналу «Эксперт Волга» на УЗТС,
предприятие намерено формировать около 50% своей прибыли за счет
поставок новой продукции железнодорожникам (и структурам,
обслуживающим РЖД). Вторую половину прибыли дадут: изготовление
агрегатов для энергомашиностроителей, обработка отдельных деталей,
ремонт и модернизация уже работающих в России станков.
На заводе нам пояснили, что имена новых и потенциальных заказчиков
станков пока не разглашаются, лишь сообщили, что пакет заказов
постепенно растет. В 2006 году их общая сумма составит 260 млн
рублей, а в 2007 году — 300 млн рублей. Причем эти расчеты делались
исходя из нынешней загрузки мощностей завода, которая составляет
25−30%.
На российском рынке Skoda Machine Tool уже столкнулась с
проблемами. Основная из них — поиск партнеров, которые способны
обрабатывать детали и предоставлять материалы для ульяновского
предприятия. Договор о сотрудничестве пока подписан только с одним
поставщиком — Рязанским станкостроительным заводом. Он способен
отливать детали весом до 25 т, а тяжелые детали для станков (более
40 т) ульяновское СП будет заказывать у китайских
производителей.
Возвращение в Россию
По мнению отраслевых экспертов, новые собственники Skoda Machine
Tool выбрали довольно удачное время для возвращения этой марки в
Россию. Напомним, что новые станки Skoda Machine Tool не
поставлялись в нашу страну с 1989 года, поскольку у отечественных
предприятий не было средств на перевооружение. В чешской компании
оценивают емкость российского рынка этой продукции в 13 млрд
рублей. Кроме того, в России уже работает около 700 станков Skoda
Machine Tool, большинство из которых нуждается в модернизации и,
возможно, в замене.
Перспективы российского станкостроения, без участия
иностранных наработок, вызывают сомнения даже у самых
оптимистически настроенных экспертов этой отрасли. Например,
аналитик компании «Метрополь» Александр Жуков оценил вложение в
УЗТС как «очень рискованное». По его словам, в девяностые годы
станкостроительная отрасль в России пережила грандиозный упадок, и
западные технологии ушли далеко вперед. «Не ясно, будет ли спрос на
ульяновские агрегаты, ведь сейчас крупные российские производители
предпочитают покупать целые импортные линии, а не отдельные
станки», — добавил аналитик.
По оценке
инвестиционной компании ФИНАМ, сегодня доля отечественных
станкостроителей в продажах новых станков на внутреннем рынке не
превышает 15−20%. Тяжелые станки, на которых специализируется Skoda
Machine Tool, в России вообще не производятся. Сравнительно
устойчивые позиции у россиян только в секторе универсальных станков
— здесь их доля более 50%. Иначе дело обстоит с ремонтом:
практически все 100% продукции обслуживают сами покупатели. Причина
в том, что контракт с производителем на ремонт станка обойдется в
70% от цены нового, тогда как ремонт на предприятии, где
эксплуатируется тот же станок — примерно в 30%.
Но без заказов новое СП не останется. О планах по перевооружению
или расширению производства уже заявили многие
энергомашиностроители: например, «Силовые машины», РАО «ЕЭС
России», «Объединенные машиностроительные заводы»,
«Энергомашкорпорация», «ЭМАльянс». Вероятно, они будут
заинтересованы в продукции Skoda Machine Tool и УЗТС. Хотя,
например, у «Силовых машин» уже есть иностранный партнер — немецкая
компания Siemens, которая наверняка будет предлагать российской
компании свои станки. Еще одним потенциальным заказчиком может
стать «Объединенная авиастроительная корпорация» и
судостроители.
У нового СП практически не будет внутренней конкуренции, так как в
России работает лишь несколько станкостроительных предприятий, в
Поволжье, помимо ульяновского завода, таковых нет вообще. Проблемой
для СП может стать только отказ российских заводов от инвестиций в
перевооружение.
В представительстве Skoda Machine Tool нам рассказали, что компания
рассчитывает на заказы, начиная с 2009 года: по их расчетам, именно
с этого времени начнется массовый спрос на современные станки.
Кроме того, с российской производственной площадки они будут
продаваться в азиатские компании, а в перспективе, возможно, и в
Китай.
Сейчас «Skoda-Ульяновск» ставит себе целью наладить сбыт в России и
в странах Азии. Пока эти государства нуждаются в тяжелых станках и
фактически не обладают мощностями для их строительства.