Азалия Идрисова
«Мечел-транс» победил на торгах по продаже
госдоли ОАО «Ванинский морской торговый порт».
Ванинский морской торговый порт (ВМТП, Ванино)
достанется «Мечелу». Покупка позволит компании увеличить
грузопотоки в Китай, Японию и Корею, но финансовое положение в
ближайшей перспективе не поправит.
За 55% госакций ВМТП «Мечел» заплатит 15,5 млрд
руб. Металлургический холдинг предложил за порт в 10 раз больше
стартовой цены (1,5 млрд руб). Его конкурентами были ЗАО «Сибирский
антрацит», Сибирская угольная энергетическая компания, ОАО
«Междуречье» (подконтрольное «Сибуглемету»), ОАО «Морской порт
Санкт-Петербург» и ЗАО «Порт Инвест» (UCL Holding), ОАО
«СУЭК», ООО «Эн+Порт» (En+).
Напомним, на первом этапе торгов претенденты
представляли агенту свои предложения с указанием цены, так была
определена стартовая стоимость актива. На втором этапе претенденты,
готовые предложить больше указанной цены, направляли заявку с ценой
в конверте. Когда предложения нескольких претендентов в конверте
совпадают – проводился аукцион. Но его не потребовалось, поскольку
ближайший претендент – En+ (холдинг уже является миноритарным
акционером ВМТП и владеет 21% акций) предложил 10,5 млрд.
После утверждения итогов торгов правительством всем компаниям –
участницам торгов, кроме победившей, возвращается их залог – 3 млрд
руб.
«Покупка «Мечелом» пакета акций открывает
возможность строительства в порту терминала специально под
конкретные объёмы эльгинского угля, – говорит президент ОАО «РЖД»
Владимир Якунин. – Тем самым появляется надежда, что проект
строительства второй нитки БАМа может стать реальностью».
У «Мечела», по мнению экспертов, неплохие
перспективы для развития в порту, тем более что компания работает
там уже достаточно давно. В 2008 году зарегистрировано ООО «Порт
Мечел-Ванино». Ведутся работы по сооружению угольного терминала, –
говорит эксперт ИК «ФИНАМ» Алексей Захаров. – «Мечел-транс» – не
только инвестор, но и «пользователь».
Материнская компания ОАО «Мечел-транс» давно и
активно экспортирует свою продукцию в Китай. В числе основных видов
экспортируемой продукции – железорудный концентрат, ферросплавы и
уголь.
«Ванино – удобный перевалочный пункт для
транспортировки российской горнорудной продукции в Циндяо (ведущий
угольный порт Китая). Не случайно в торгах участвовали (наряду с
«портово-управляющими» компаниями) такие структуры, как
«Сибуглемет», СУЭК (тоже имеет в Ванино угольный терминал) и
«Сибирский антрацит», – объясняет Алексей Захаров.
«Поставки угля в Китай имеют неплохие
перспективы. В последние три года объём закупок стремительно рос.
Сейчас активность снизилась, но ненадолго. Россия не относится к
лидерам поставок угля в КНР (7–8% от общего объёма), но стремится
увеличить свою долю», – добавляет он.
Эксперт также пояснил, что «Мечелу» требуется
расширять свои мощности, потому что подконтрольный порт Посьет,
через который поставляется уголь в Японию и Корею, имеет
ограниченную пропускную способность.
«Получив контроль над Ванино, «Мечел» сможет нарастить экспорт угля
в АТР через собственные порты до отметки 35–40 млн тонн в год,
причём большая часть этого потока пройдёт именно через Ванино», –
резюмирует аналитик.
С точки зрения развития бизнеса актив ВМТП очень
полезен «Мечелу», финансовое положение, возможно, и поправит, но не
быстро.
«Сейчас долговая нагрузка «Мечела»
оценивается на уровне более $9 млрд. Компания с большой
вероятностью не сможет существенно снизить долговую нагрузку в
краткосрочной перспективе, – говорит аналитик ИФК «Метрополь»
Сергей Фильченков. – Но она вполне сможет заплатить 15 млрд в
случае, если под покупку ВМТП будут привлечены сторонние
инвесторы в консорциуме».
Кроме того, поскольку компания имеет
миноритарных акционеров (в том числе и крупный пакет в руках En+),
то по законодательству после смены собственника новый владелец
контрольного пакета будет обязан выставить оферту миноритарным
акционерам.
«Тогда «Мечел» должен будет выкупить
долю En+ в 21% и оставшийся миноритарный пакет. Всего на это может
понадобиться более 21 млрд руб., в условиях высокой долговой
нагрузки для «Мечела» привлечь дополнительно такую сумму
самостоятельно будет затруднительно», – говорит Сергей Фильченков.
«Вероятность оферты высока, но пока сложно сказать наверняка», –
добавляет он.
Возможно, под покупку ВМТП будут
привлечены инвесторы в консорциуме.
Отметим, что госакции Ванино продаются второй раз. В прошлом году
были проведены все три этапа торгов, и на аукционе наибольшую цену
– 10,8 млрд руб. – за госдолю порта предложило ООО «Сэлтехстрой».
Но в срок компания не сумела внести нужную сумму.
http://www.gudok.ru/economy/?pub_id=450364