Глеб Столяров
Долг «Уралвагонзавода» (УВЗ) по кредитам достиг
почти 39 млрд руб., сообщила пресс-служба Свердловской области
со ссылкой на гендиректора компании Олега Сиенко. Завод не платит
даже за обслуживание предприятия: просроченный долг за
электроэнергию и тепло — 650 млн руб., 450 млн
руб. — за поставки газа (которые уже ограничены), еще
2 млрд руб. УВЗ должен поставщикам, говорит его представитель
Борис Минеев. Есть ли просрочка по кредитам, Минеев не уточняет. Но
в числе кредиторов — Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк,
Транскредитбанк, рассказывает он, и сейчас с ними идут переговоры о
реструктуризации. Представители банков от комментариев
отказались.
С начала года УВЗ дважды останавливал конвейер.
Сейчас он простаивает до 29 мая, 20 000 из
32 500 сотрудников — в вынужденном отпуске. Завод
стал жертвой сокращения инвестпрограммы РЖД и ее крупнейшей
«дочки» — Первой грузовой компании (ПГК) — из-за падения
перевозок. В 2008 г. УВЗ выпустил 19 950 вагонов
(70% выручки), из них 14 800 — для РЖД. На
2009 г. частные операторы вообще ничего не заказали, говорит
Минеев, а РЖД сократила закупки в 2,4 раза — до
6000 штук (львиная доля — от ПГК, которая планировала
купить 13 000 вагонов). Чтобы загрузить конвейер, УВЗ
попросил ПГК принять вагоны в первом полугодии, но платить она
будет равномерно в течение года, отмечают Минеев и представитель
ПГК. При этом новых заказов пока не предвидится, добавляют они.
Обновлять подвижной состав ПГК планировала
за счет средств, полученных от IPO, напоминает аналитик «Метрополя»
Михаил Пак, а сейчас выйти на биржу невозможно. Впрочем,
государственный УВЗ, выполняющий оборонзаказ, вряд ли разрешат
банкротить, считает аналитик. Спасти его можно взносом в уставный
капитал или через увеличение оборонного заказа.