Больше всего дорог в Москве строят компании
друзей президента
Портфель заказов АРКС Геннадия Тимченко составляет около 40 млрд
руб., «Мостотреста» Аркадия Ротенберга — минимум 44 млрд руб.
Бэла Ляув
Москва выбирает проверенных давним знакомством инфраструктурных
строителей Фото: М. Шеметов/ИТАР-ТАСС Выбор редактора
Тимченко выкупил долги «Стройтрансгаза» на 18,3 млрд
руб.1
--------------------------------------------------------------------------------
Лидеры на трассах
ООО «ИФСК «АРКС»
39,8 млрд руб.
Реконструкция Балаклавского проспекта, Рублевского и Каширского
шоссе и др.
--------------------------------------------------------------------------------
ОАО «Мостотрест»
28 млрд руб.
Строительство и реконструкция развязок на Ленинградском шоссе и
др.
--------------------------------------------------------------------------------
ЗАО «Объединение «Ингеоком»
28 млрд руб.
Реконструкция Варшавского и Ярославского шоссе и др.
--------------------------------------------------------------------------------
НПО «Космос»
27,6 млрд руб.
Реконструкция Дмитровского и Ленинградского шоссе и др.
--------------------------------------------------------------------------------
Эта публикация основана на статье «Всем друзьям подряд» из
газеты «Ведомости» от 25.02.2013, №31 (3293).
В 2011-2012 гг. на торгах было разыграно 150 заказов на
строительство дорог и мостов на 182,4 млрд руб., сообщил
представитель департамента строительства Москвы. «Ведомости»
проанализировали подряды на дорожное строительство в Москве в
2011-2013 гг., в расчет брались подряды стартовой ценой свыше 300
млн руб. Две трети таких подрядов — на 123,4 млрд руб. — получили
четыре крупнейшие компании: АРКС Геннадия Тимченко, «Мостотрест»
Аркадия Ротенберга, НПО «Космос» и «Ингеоком» (см. врез на стр.
19).
Самый большой портфель — у АРКС: только
реконструкция трех магистралей и развязка на Волгоградском
проспекте принесут ей 39,8 млрд руб. В первом полугодии 2010 г.,
еще при Юрии Лужкове, АРКС тоже лидировала на госторгах — на 7,4
млрд руб. крупных подрядов (свыше 300 млн руб.). Ее совладелец
Владимир Лавленцев до ноября 2010 г. был замруководителя
департамента городского заказа. Но новое руководство Москвы
заморозило почти все стройки, и в первом полугодии 2011 г. АРКС
выиграла один конкурс — на строительство подземного перехода за 380
млн руб.
Тимченко получил блокпакет АРКС летом 2011 г.
Предприниматель обычно становится акционером в обмен на
обязательство помочь административным ресурсом, указывали близкие к
Тимченко люди. Как стало известно «Ведомостям», сейчас АРКС
готовится к тендеру на реконструкцию второго этапа Балаклавского
проспекта стоимостью 9,65 млрд руб.
Два объекта на конкурсе досталось «Мостотресту»
Аркадия Ротенберга. До мая 2012 г. у компании в работе был всего
один объект — развязка Ленинградского шоссе и МКАД за 4,85 млрд
руб. (завершен). Но накануне отставки с поста президента Дмитрий
Медведев распорядился отдать «Мостотресту» все дорожные подряды
вокруг Сколкова (шесть объектов). Это позволит ускорить
строительство дорог, необходимых для проведения саммита «восьмерки»
в Сколкове в 2014 г., объясняла тогда пресс-секретарь Медведева
Наталья Тимакова.
Место проведения саммита недавно было перенесено
в Сочи, но подряды остались. Их стоимость еще не просчитана,
говорит представитель компании. Москва сообщала, что реконструкция
Можайского шоссе обойдется в 10 млрд руб., развязка на Можайском
шоссе — в 2,75 млрд руб., развязка Сколковского шоссе и МКАД — в 3
млрд руб.
«Мостотрест» будет строить также южный участок
Северо-Западной хорды — 17 км (всего — 29 км) стоимостью 29 млрд
руб. Таким образом, у «Мостотреста» подрядов минимум на 44 млрд
руб.
Примерно поровну дорожных подрядов — около 28
млрд руб. — у старейших строительных компаний Москвы: «Ингеокома»
семьи Рудяков (создана в 1989 г.) и НПО «Космос» Андрея Чернякова
(в 1991 г.). Представитель «Ингеокома» подтвердил сумму контрактов,
связаться с Черняковым не удалось.
В лидеры не выбился самый крупный в прошлом
строитель дорог — «Трансстрой» Олега Дерипаски. С 2011 г. компания
участвовала во всех крупных конкурсах, а выиграла один — на
реконструкцию Щелковского шоссе за 9,42 млрд руб. «Наше ценовое
предложение и опыт всегда были конкурентоспособны, в некоторых
конкурсах наше предложение было лучше, чем у победителей», — сетует
заместитель гендиректора «Трансстроя» Павел Турбанов.
У других строителей подрядов меньше: у
«Мосинжстроя» — на 6,34 млрд руб., у ПК «Термосервис» — на 4,943
млрд, у «Дормоста» — на 3,453 млрд, у МИСК — на 2,7 млрд, у
«Трансгидростроя» — на 1,237 млрд руб.
Рынок делят несколько компаний, для
города есть риск сговора между ними, считает аналитик компании
«Метрополь» Андрей Рожков. Снижение на торгах составляет от 8 до
22%, поэтому речи о сговоре быть не может, полагает руководитель
стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин. По информации департамента
строительства, экономия за счет торгов в 2011-2012 гг. достигла
22,2 млрд руб.
По мнению Рожкова, рентабельность в дорожном
строительстве зависит от числа участников тендера, расположения
производственных мощностей и сложности проекта: если речь о сложной
развязке, то по валовой выручке рентабельность может составить 18%,
при расширении магистрали — 7-8%. Подрядчики уверяют, что по
городским заказам работают на грани рентабельности — 2-3%. Это
подтверждает и сотрудник мэрии.
В 2012 г. на строительство дорог было потрачено
77,3 млрд руб., сообщил представитель департамента строительства, в
текущем планируется провести 157 процедур на 99,3 млрд руб.
http://www.vedomosti.ru/companies/news/9448572/vsem_druzyam_podryad#ixzz2LtxYd3Hh