Очень многие известные производители в последнее время
сосредоточились на производстве так называемых народных седанов. А
также не менее народных хэтчбеков, компактов и даже
мини-кроссоверов. Цель абсолютно ясна. Относительно дешевые машины
должны хорошо продаваться. Именно поэтому Volkswagen Polo Sedan и
Hyundai Solaris уже признаны потенциальными бестселлерами
российского рынка.
Однако, как заявил в эфире РБК-ТВ старший аналитик ИФК
(инвестиционной финансовой компании) "Метрополь" Андрей Рожков, в
долгосрочной перспективе потребительский спрос в России перейдет от
бюджетных автомобилей к более дорогим.
"Доходы россиян растут, фокус спроса смещается в сторону более
дорогостоящих автомобилей", - отметил он. А. Рожков также добавил,
что если говорить об иномарках, то здесь средняя цена будет
повышаться до уровня 700-800 тыс. руб. Напомним, "народные" седаны
даже в хорошей комплектации не должны выходить за пределы суммы в
600 000 рублей. Эта цифра, кстати, заложена в госпрограмме
льготного автокредитования.
Так что время бюджетных авто может уйти. Впрочем, утверждать,
что масштабная реформа российского авторынка уже на пороге, пока
рано. По словам управляющего директора "Chevrolet Россия"
Александра Мойнова, в настоящее время у российских покупателей
пользуются спросом автомобили класса В и С. Кроме того, в 2010 году
неплохой рост показал сегмент внедорожников. "Есть базовая цена,
которую российский потребитель готов платить за автомобиль
современного качества, - она колеблется в районе 450 тыс. руб.", -
отметил он, добавив, что если подниматься вверх от этой цены, то
влияние самой цены будет размываться другими факторами, в том числе
дизайном машины, ее технической современностью и престижем
марки.
Обсуждая автомобильный рынок в России в целом, А.
Мойнов отметил, что Chevrolet прогнозирует рост авторынка в 2011
году на 15% - до 2,1-2,3 млн. единиц. "В начале 2010 года мы
ожидали рост на скромные 8-12%", - сказал А.Рожков. По его словам,
свою роль сыграли программы утилизации и льготных кредитов, которые
существенно изменили расклад сил на рынке.
Еще одним объяснением может служить гибкость
принимаемых компанией решений. "Скажем, если какая-то марка
замечает, что намечается больший спрос, чем они закладывали в
прогнозный план, то они быстрее на это реагируют, быстрее
закладывают новые контракты с поставщиками комплектующих, быстрее
привозят, собирают", - отметил эксперт. По прогнозам А. Рожкова,
рынок будет только расти и к 2015 году скорее всего окончательно
восстановится.
Слова господина Рожкова подтверждают и официальные данные. Так,
по результатам анализа консалтинговой компании
PricewaterhouseCoopers, выяснилось, что объем продаж легковых
автомобилей в России в 2010 году вырос на 30% - до 1 млн. 760 тыс.
единиц. В денежном выражении рост этого показателя составил 31% -
до $33,7 миллиарда. Рост сегмента российских брендов составил около
46% в количественном выражении и 47% - в денежном. Согласно
материалам компании, это обусловлено в первую очередь программой
утилизации.
PricewaterhouseCoopers прогнозирует рост рынка легковых
автомобилей в России в 2011 году на 20-35%. Согласно базовому
сценарию, рост рынка в 2011-м составит 20% и достигнет 2 млн. 100
тыс. автомобилей. Согласно оптимистическому сценарию, рынок
вырастет на 35% - до 2 млн. 400 штук. Одновременно с этим АЕБ
прогнозирует рост российского авторынка на 18% - до 2,24 млн.
автомобилей. Ассоциация полагает, что российский автомобильный
рынок сможет выйти на докризисный уровень продаж (2,8-2,9 млн.
штук) в 2012 году.
Интересно, что для исполнения столь оптимистичного прогноза
россиянам, похоже, придется изрядно увеличить свой уровень дохода.
Дело в том, что иномарки в России продолжают дорожать. По подсчетам
аналитиков "Автостата", в среднем автомобили иностранных марок,
реализованные на российском рынке в 2010 году, стали дороже на 10%.
Если в 2009 году средневзвешенная цена иномарок в РФ составляла
26190 долларов, то за какой-то год она выросла до 28790
долларов.
Как объяснил директор аналитического агентства "Автостат" Сергей
Целиков, увеличение средневзвешенной цены произошло не только из-за
удорожания актуального модельного ряда, но и из-за изменения его
структуры. То есть многие автопроизводители в условиях снижения
суммарной емкости рынка старались продавать меньше дешевых и больше
дорогих моделей.
Кроме того, ряд брендов в течение 2010 года планомерно обновили
свой модельный ряд. При этом практически во всех случаях новое
поколение оказалось на 10-15% дороже предыдущего. Сказалось на
средневзвешенной цене и окончание распродаж с дисконтом в 10-20%,
которые автокомпании проводили в 2009 году, с тем чтобы распродать
запасы машин 2008 года выпуска.
При этом дорожают на российском рынке автомобили не только
зарубежных марок. АвтоВАЗ с 26 января 2011 года поднял цены на свои
автомобили. В среднем по модельному ряду повышение составило 4%: на
Lada Kalina и Lada Priora - около 3%, на Lada Samara - 5,3%, на
Lada 2107 - 6,3%, на внедорожники Lada 4х4 - 5,6%. Напомним, в
последний раз АвтоВАЗ поднимал цены в мае прошлого года. Тогда Lada
Samara и 2105/2107 подорожали на 3%, Priora - на 1,66%, а Kalina -
на 0,68%. Согласно новому прейскуранту АвтоВАЗа рекомендованная
минимальная цена на автомобиль Lada Kalina составит 271,5 тыс.
руб., на Lada Priora - 304,3 тыс. руб., Lada Samara - 259,3 тыс.
руб., на внедорожники Lada 4х4 - 299,9 тыс. руб. И это, вероятно,
не последнее подорожание в текущем году, учитывая, что АвтоВАЗ не
сумел отстоять у металлургов прежние цены на сырье.