Новости
25  Июня  2010
НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА: Шельф будут бурить, несмотря на аварии и катастрофы

Сергей Куликов

Катастрофа, аналогичная той, что произошла в Мексиканском заливе, может привести к значительно более тяжелым последствиям, случись она в арктических широтах, уверены экологи. Тем более что количество аварий на шельфе в последние годы растет, а ущерб от них увеличивается. Именно поэтому Всемирный фонд дикой природы (WWF) выступил с идеей введения моратория на добычу нефти на арктическом шельфе. Впрочем, нефтегазовые аналитики уверены, что в ближайшие годы ждать подобного запрета не придется, поскольку с точки зрения экономики морская разработка углеводородов просто необходима.
«Масштабы чрезвычайных ситуаций растут, а абсолютной страховки нет и быть не может», – заявил вчера на пресс-конференции «Морская добыча нефти: уроки катастроф» ведущий научный сотрудник Института водных проблем РАН Григорий Баренбойм. Только в России ежегодно происходят десятки тысяч аварий, связанных с разливом нефти, хотя справедливости ради стоит отметить, что в последние годы их количество и сокращается. Однако ущерб, который наносят такие катастрофы в условиях Севера, огромен. По его словам, в 1994 году в Усинском районе Республики Коми в результате серии прорывов на нефтепроводе Харьяга–Усинск, вызванных его изношенностью, произошел гигантский разлив нефти. В результате на почву вылилось около 100 тыс. тонн нефти. «В месте катастрофы почти полностью уничтожены фауна и флора, – отметил эксперт. – Тогда как последствия аварии полностью не устранены до сих пор, несмотря на кредиты Всемирного банка и других организаций».
В свою очередь, руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора Всемирного фонда дикой природы Алексей Книжников пояснил, что уроки из произошедших аварий не извлекаются. «Сегодня мы в основном говорим об авариях, которые происходят в условиях теплых морей. А что будет в Арктике, где низкая температура и восемь-девять месяцев в году стоит лед и полярная ночь?! – восклицает он. – Все эти факторы только усугубляют риски. Мы уже неоднократно направляли свои заявления. Последнее – с предложением ввести мораторий на шельфовую добычу в Арктике. Пока каких-либо положительных сигналов от наших государственных органов мы не получили. В Канаде и Норвегии эта тема также пока лишь обсуждается». Бизнес все предупреждения экологов пока игнорирует, сокрушается Книжников. Из последних новостей – «Роснефть» и Chevron подписали соглашение о добыче нефти в Черном море, «ЛУКОЙЛ» планирует начать разработку месторождений на Каспии.
Однако сами экологи и их сторонники признаются, что решить вопрос одними запретами будет практически невозможно. «Мораторий – это не так просто, – отмечает Баренбойм. – Как писал Маркс, насколько я правильно помню: «Капитализм на этапе первоначального накопления не знает никаких барьеров». Поэтому добывать на шельфе сырье все равно будут. Но необходимо этот процесс жестко контролировать, выделяя какие-то особо охраняемые регионы. И где, кстати, закон об экологическом страховании?»
Между тем BP, авария на платформе которой в Мексиканском заливе и вызвала столь жаркие дискуссии, ищет новые выходы из запрета на шельфовое бурение. Как сообщила вчера New York Times, компания планирует начать новый проект по добыче нефти из скважины на морском дне в акватории побережья Аляски. Для того чтобы обойти мораторий федеральных властей США, компания построит искусственный остров примерно в пяти километрах от побережья. Проект Liberty («Свобода») предусматривает создание нефтедобывающего комплекса на поверхности искусственного острова стоимостью более 200 млн. долл. и с запасами до 100 млн. тонн сырья. Если строительство начнется по плану, то первую нефть «Свобода» даст уже в 2011 году. А к 2013 году BP рассчитывает добывать из скважины до 40 тыс. баррелей в день.
По мнению аналитика ИФК «Метрополь» Дмитрия Маслова, если технологические риски при таком способе добычи будут снижены, то это может быть вполне приемлемым решением. «Шельф будет разрабатываться в любом случае, – уверен он. – При этом в России его разработка, тем более арктического, будет проводиться с большим временным лагом – за горизонтом 2020-х годов, так что экологи пока могут быть совершенно спокойны. Но даже в этом случае шансы на то, что им удастся добиться введения моратория на шельфовую добычу, очень низки – причем как в мире, так и в России». В отечественных условиях экологические опасения не являются определяющими при принятии решений по тому или иному проекту, считает Маслов. «Окончательное решение принимают высшие государственные чиновники, а экологические нормы просто подгоняются под проекты», – уточняет он.
К тому же американцы из-за экологической катастрофы ВР фактически установят уровень затрат на обеспечение безопасности будущих подобных проектов. Что, естественно, приведет к их удорожанию. Но сам по себе запрет на шельфовое бурение даже в США будет ограничен по времени. Достаточно вспомнить, что 30% суммарных запасов страны сосредоточено именно в прибрежной зоне.


Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов
ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов

подробнее
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.