Steyr мешает ГАЗу
Андрей Лемешко, Юлия Федоринова, Наталья
Санина
“Руспромавто” не устраивает обязательство
ставить дизельные двигатели только австрийской Steyr-Daimler-Puch
на произведенные на Горьковском автозаводе машины. Входящее в
холдинг предприятие “Волжские моторы” пожаловалось в
антимонопольную службу, что эта норма ущемляет права других
поставщиков автозавода.
Горьковский автозавод (ГАЗ) за девять месяцев
2004 г. произвел 164 899 автомобилей. Выручка предприятия в 2003 г.
составила 41,9 млрд руб., чистая прибыль — 17,8 млн руб. Около 60%
акций ГАЗа контролирует холдинг “Руспромавто”, который объединяет
два десятка предприятий автомобилестроительной отрасли, в том числе
производителя двигателей “Волжские моторы”. Лицензию на
производство дизельных двигателей с турбонаддувом ГАЗ приобрел у
австрийской компании в 1995 г. По данным автозавода, в 2003 г. ГАЗ
произвел 2864 двигателя ГАЗ-560.1 Steyr, за 10 месяцев 2004 г. –
2500.
Как рассказал “Ведомостям” сотрудник Управления
Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (УФАС),
29 октября служба возбудило дело в отношении ГАЗа и австрийской
компании Steyr-Daimler-Puch по признакам нарушения закона “О
конкуренции”. По его словам, жалобу на две компании подал один из
российских производителей двигателей, который разработал дизельный
двигатель и предложил ГАЗу его испытать. Однако на автозаводе от
предложения отказались из-за того, что это противоречит условиям
лицензионного соглашения с Steyr-Daimler-Puch, говорит сотрудник
УФАС. В частности, в соглашении прописано, что после начала
серийной сборки двигателей Steyr ГАЗ должен ограничить объемы
закупок у других производителей дизельных двигателей серии М1 с
непосредственным впрыском топлива. Но в УФАС посчитали, что
соглашение ГАЗа и Steyr-Daimler-Puch ущемляет интересы других
производителей двигателей. Рассмотрение дело назначено на 9
декабря. Основным поставщиком двигателей на ГАЗ является Заволжский
моторный завод, входящий в “Северсталь-Авто”. Но представитель
холдинга утверждает, что его компания не жаловалась на ГАЗ.
Источник, близкий к УФАС, говорит, что жалобу направил завод
“Волжские моторы”, который вместе с ГАЗом входит в группу
“Руспромавто”. Получить комментарии на предприятии не удалось. Но
источник, близкий к “Волжским моторам”, подтвердил, что именно этот
завод обратился в нижегородское УФАС. Пресс-секретарь ГАЗа Сергей
Луговой не смог назвать производителя, предлагавшего ГАЗу свои
двигатели. Впрочем, и он предположил, что речь идет о двигателе
УМЗ-249, разработанном “Волжскими моторами” для Ульяновского
автозавода (УАЗ) и ГАЗа. В “Руспромавто” также не смогли
прокомментировать информацию о подаче “Волжскими моторами” жалобы
на ГАЗ. Директор по связям с общественностью холдинга Владимир
Торин лишь заверил, что между предприятиями группы нет разногласий.
В случае если УФАС признает нарушение закона о конкуренции, ГАЗ и
Steyr-Daimler-Puch должны будут изменить условия лицензионного
соглашения о производстве на ГАЗе дизельных двигателей Steyr. По
словам Лугового, в этом случае автозавод готов изменить условия
соглашения с Steyr-Daimler-Puch. Получить комментарии
Steyr-Daimler-Puch не удалось. Аналитик “Метрополя” Денис Нуштаев
напоминает, что ГАЗ заключил соглашение со Steyr-Daimler-Puch еще
до вхождения в “Руспромавто”. Однако сейчас, отмечает эксперт, это
соглашение мешает развитию “Волжских моторов” и повышению
кооперации внутри “Руспромавто”. Кроме того, говорит Нуштаев, это
соглашение препятствует планам ГАЗа по созданию конкурентной среды
среди поставщиков и, вероятно, имеет смысл пересмотреть условия
соглашения.