"Лугансктепловоз" загрузили заказами
Ярослав Ъ-Агеенко
Реприватизация "Лугансктепловоза" не повлияла на
планы российского "Трансмашхолдинга" по загрузке предприятия. Вчера
было объявлено о размещении на заводе заказа для Российских
железных дорог на сумму, сравнимую с годовым объемом дохода
предприятия. "Трансмашхолдинг", заблокировавший возврат акций
государству, похоже, утвердился на предприятии, а у ФГИ нет ни сил,
ни желания добиваться своего, полагают эксперты.
Холдинговая компания "Лугансктепловоз"
договорилась о поставках продукции для Российских железных дорог
(РЖД). В открытом письме трудового коллектива "Лугансктепловоза"
специальной комиссии Верховной рады по вопросам приватизации
говорится: "Имеется договоренность российского акционера с РЖД о
заказе на 120 секций наших тепловозов в 2009 году". По оценкам
экспертов, сумма контракта превысит $220 млн, что практически
равняется годовому доходу предприятия. Как сообщили вчера в
российском "Трансмашхолдинге" (владеет акциями "Лугансктепловоза"),
заказы предприятия для Российской железной дороги превышают 80%
всех заказов завода.
Трудовой коллектив "Лугансктепловоза" еще в
конце 2007 года выражал обеспокоенность возможными проблемами на
предприятии. Напомним, в конце марта 2007 года Брянский машзавод
("дочка" "Трансмашхолдинга") приобрел на аукционе 76% акций
"Лугансктепловоза" за 292,505 млн грн ($58,5 млн). В ноябре 2007
года Верховный суд принял постановление о незаконности продажи 76%
акций ОАО "ХК 'Лугансктепловоз'". После этого глава правления
предприятия Виктор Быкадоров заявил, что у компании нет договоров с
"Укрзализныцей", а заказы появились лишь с приходом нового
собственника.
Впрочем, решение суда так и не было приведено в
исполнение. По словам заместителя генерального директора
"Трансмашхолдинга" Анатолия Мищерякова, акции до сих пор не
возвращены, поскольку постановление украинского суда не
подтверждено соответствующим постановлением российского суда. Пока
же "Трансмашхолдинг" полностью контролирует предприятие. В
"Лугансктепловозе" ситуацию не комментируют и переадресовывают
вопросы в московский офис "Трансмашхолдинга". "Сегодня акциями
владеем мы, соответственно, рассматриваются контракты, в том числе
на поставки оборудования для РЖД",– говорит господин Мищеряков.
"Если ситуация будет развиваться по негативному для нас сценарию,
мы не исключаем, что перенесем свои заказы на мощности российских
предприятий, в частности в Брянск",– добавляет он.
"Трансмашхолдинг" объединяет ведущие предприятия
по производству продукции для железных дорог в России. В состав
группы входят Новочеркасский электровозостроительный завод,
Брянский машиностроительный завод, Демиховский машиностроительный
завод, Коломенский завод, Октябрьский электровагоноремонтный завод,
"Бежицкая сталь", "Пензадизельмаш", "Центросвармаш" и
"Метровагонмаш". Они участвуют в уставных капиталах предприятий,
созданных совместно с Siemens ("Трансконвертер") и Bombardier
Transportation (Bombardier Transportation Transmashholding AG).
Контроль группой компаний осуществляет президент Уральской
горно-металлургической компании Искандар Махмудов.
По словам аналитика ИФК "Метрополь"
Михаила Пака, "Трансмашхолдинг" вынужден размещать заказы РЖД на
спорном предприятии, поскольку 90-95% мощностей заводов,
принадлежащих компании, уже загружены. "Кроме того, даже
если акции предприятия вернут в собственность государства, компания
сможет перезаключить контракт уже с новым собственником. Реализация
проекта может несколько затянуться вследствие бумажной работы,
однако он все же будет реализован",– отмечает старший аналитик ФК
"Открытие" Кирилл Таченников. Впрочем, на решение
"Трансмашхолдинга" могла повлиять и пассивная позиция Фонда
госимущества. "Если есть судебное решение, обязывающее передать
акции, и передача не происходит добровольно, заинтересованная
сторона должна обратиться в органы государственной исполнительной
службы, которые занимаются принудительным исполнением судебных
решений",– говорит партнер юрфирмы Magisters и добавляет, что если
у ФГИ не будет воли на исполнение этого решения, пакет акций
останется у собственника.