Отдаст «Газпром» при разработке сахалинских
проектов
Юлия Назарова
Теснее сотрудничать в нефтегазовой сфере
предложил Японии российский премьер-министр Владимир Путин. В
частности, японские компании смогут принять участие в строительстве
завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) и
газохимического комплекса в Приморском крае. По словам экспертов,
судя по активизации в сфере СПГ, Россия всерьез занялась вопросом
диверсификации поставок сырья. Как отметил глава «Газпрома» Алексей
Миллер, после выхода нефтегазового проекта «Сахалин-2» на полную
мощность доля российского СПГ на японском рынке превысит 8%.
Выступая на бизнес-форуме в Токио, Владимир
Путин пообещал, что в ближайшее время начнется строительство второй
очереди нефтяной трубы к Тихому океану от пункта Сковородино, и
пригласил японские компании принять участие в этом проекте. Также
г-н Путин призвал японский бизнес обратить внимание на переработку
сырья на российской территории, в том числе на Дальнем Востоке. «В
частности, в Приморском крае планируется строительство завода по
производству сжиженного природного газа и газохимического
комплекса», — отметил премьер-министр. По его словам, сырье для
этих предприятий будет поступать с шельфа острова Сахалин и
месторождений Восточной Сибири.
Алексей Миллер вчера также заявил о том, что
видит хорошие возможности для сотрудничества с японскими партнерами
по проектам газохимии, газопереработки и маркетинга производимой
продукции, пишет Прайм-ТАСС. Как он отметил, строительство
газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток, к которому компания
приступила в этом году, создает благоприятные условия для развития
и расширения поставок газа из России в страны
Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), включая Японию.
Глава монополии напомнил, что Япония является
основным потребителем сахалинского СПГ. В эту страну будет
поставляться около 65% всего газа по долгосрочным 25-летним
контрактам. После выхода проекта «Сахалин-2» на полную мощность
доля российского газа в объеме потребления СПГ в Японии превысит
8%, сообщил г-н Миллер. Он также подчеркнул, что при рассмотрении
партнеров по проекту «Сахалин-3» «Газпром» будет отдавать
предпочтение компаниям, которые являются его партнерами по
«Сахалину-2». Напомним, участниками этого проекта помимо самой
монополии являются Mitsui (12,5%), Shell (27,5%) и Mitsubishi
(10%).
Начало для дальнейшего сотрудничества «Газпрома»
с Токио вчера уже было положено. Как говорится в пресс-релизе
«Газпрома», во время визита Алексей Миллер подписал меморандум о
взаимопонимании с Агентством природных ресурсов и энергетики
Министерства экономики, торговли и промышленности Японии,
крупнейшей торговой компанией в мире Itochu Corporation и японской
компанией по разведке нефти («Джепекс»). Документ предусматривает
совместное изучение возможностей транспортировки газа в районе
Владивостока, его реализации и/или переработки и маркетинга
продукции потенциальным потребителям в странах АТР. Следующий шаг
на пути российско-японского сближения, видимо, не за горами. По
словам г-на Миллера, «Газпром» изучает предложение Mitsui, которая
изъявила желание участвовать в разработке Чаяндинского
месторождения, и рассматривает возможность осуществления разменных
операций с японскими партнерами по всем группам углеводородов.
Наверняка Японию заинтересует участие в сырьевых
проектах в России, считает директор департамента Due Diligence НКГ
«2К Аудит — Деловые консультации» Александр Шток. Оно означает
доступ к огромной сырьевой базе, к тому же еще и расположенной под
боком. Учитывая тот факт, что Россия не имела значимых
проблем с обеспечением спроса на продукцию завода СПГ на Сахалине,
еще один проект в этом регионе вполне оправдан, уверен аналитик ИФК
«Метрополь» Александр Назаров. Тем более это позволит
диверсифицировать поставки газа. А, учитывая трения России в
последнее время с потребителями и транзитерами газа в Европе, иметь
надежный источник дополнительных поступлений на востоке страны
будет кстати. Не лишним также будет участие японцев в
строительстве ВСТО, отмечает аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий
Крюков. Это повысит статус проекта и позволит профинансировать его,
не тратя государственные средства, выделяя кредиты
«Транснефти».