Украинская корпорация отказалась от
реализации автопроекта в Нижегородской области
Алексей Валюгин
Украинский автопроизводитель «Богдан»
окончательно замораживает громкий проект в Борском районе
Нижегородской области. О временной остановке строительства завода
мощностью 160 тыс. легковых автомобилей и 6 тыс.автобусов «Богдан»
сообщил в ноябре 2008 года, затем обещал «возобновить» стройку к
2010 году, но вчера объявил о прекращении работ. Которые, впрочем,
и не велись: по данным борской администрации, концерн так и не
приступил к активным действиям на полученной еще в 2006 году
площадке. Аналитики считают, что «Богдан» так и не нашел модель для
сборки и вскоре может решиться на продажу земельного участка
площадью 50 га.
Вчера официальный представитель корпорации
«Богдан» Сергей Красуля сообщил о полной остановке реализации
нижегородского проекта. По словам господина Красули, остановка
коснулась всех инвестпроектов компании на Украине, в России и
Белоруссии «в связи с тяжелой экономической ситуацией в мире»:
«Теперь «Богдан» намерен сконцентрироваться лишь на развитии
имеющихся производственных активах на Украине». «Мощности для
крупноузлового производства автобусов у корпорации в Борском районе
уже имеются, однако запускать эту площадку ввиду отсутствия спроса
не имеет смысла», — сообщил вчера представитель «Богдана», добавив,
что в строительство уже было вложено около $20 млн. В свою очередь
источник в администрации Борского района Нижегородской области
вчера опроверг информацию о каких-либо строительных работах на
площадке «Богдана»: «Нам лучше видно, что творится на наших землях.
По моим данным, там пока только чистое поле».
О начале строительства автозавода в Борском
районе Нижегородской области корпорация «Богдан» совместно с другим
украинским автопроизводителем «Укравто» объявила в декабре 2006
года. Через год ООО «Объединенные транспортные технологии»,
управляемое украинскими автопроизводителями, приобрело 50 га земли
в Нижегородской области. Мощность будущего предприятия стоимостью
$770 млн стороны анонсировали на уровне 160 тыс. легковых
автомобилей Chevrolet Aveo и Lanos в год — крупнейший заявленный на
тот момент проект промсборки иномарок в России. Завод, мощности
которого также должны были включить линию сборки 6 тыс. автобусов
разных моделей, планировалось построить к концу 2009 года.
Впервые о приостановке проекта заговорили в
апреле 2008 года. Тогда в «Укравто» сообщили, что не могут получить
от партнера, концерна General Motors (GM), право продавать
автомобили в России через собственную дилерскую сеть. Месяц спустя
«Богдан» предложил «Укравто» выйти из проекта, что, по мнению
экспертов, свидетельствовало о намерении компании завершать
строительство без GM, договоренности с которым были достигнуты
именно «Укравто». А в ноябре уже «Богдан» объявил о временном
прекращении реализации нижегородского проекта в связи с глобальным
кризисом. С тех пор «Богдан» неоднократно подтверждал интерес к
нижегородской площадке, например в январе этого года, когда обещал
запустить строительство осенью.
Окончательный отказ «Богдана» от
российского проекта, по мнению аналитика ИФК «Метрополь» Михаила
Пака, означает, что автопроизводитель так и не смог найти
платежеспособного партнера, лицензию на сборку моделей которого
можно было использовать на универсальной нижегородской
площадке. «Украинский автопроизводитель попал сейчас в
очень сложное положение — производство в России так и не налажено,
а, учитывая недавние поправки к российскому законодательству (11
января 2009 года вступили в силу поправки к положению правительства
России „О применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в
отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ“,
который установил 30-процентную пошлину на ввозимую в страну
продукцию машиностроения — „Ъ“), компании сложно будет рассчитывать
на продажи на российском рынке», — продолжает аналитик ИК
«Брокеркредитсервис» Севастьян Козицын. По данным эксперта, в 2008
году корпорация продала в России 971 автобус на общую сумму более
$46,6 млн. «В связи с этим не исключено, что участок в Борском
районе и дальше будет пустовать, а в скором времени, вполне
возможно, и вовсе будет продан», — заключает господин Козицын.