Денис Виксне
В 2007 году Горьковский автозавод планирует
увеличить объемы экспорта автомобилей на 33%, а в перспективе
занять до 5% европейского автомобильного рынка. Как следует из
сообщения компании, обнародованного на съезде дилеров в Анталье, в
текущем году ГАЗ планирует экспортировать 6,3 тыс. легковых
автомобилей, 44,5 тыс. легких коммерческих автомобилей и 4,9 тыс.
среднетоннажных грузовиков. В прошлом году ГАЗ продал за рубеж 42
тыс. машин на общую сумму 8,2 млрд руб., большая часть экспортной
продукции была реализована на рынках СНГ. Всего «Группа ГАЗ»
поставляет продукцию в 35 государств, а через 5 лет собирается
увеличить количество стран до 70. В качестве новых рынков сбыта
были названы Иран, Сирия, Бразилия, Колумбия, Лаос, а также страны
Западной Европы и Африки. По данным директора департамента
экспортных продаж торгового дома «Русские машины» (подразделение
«Группы ГАЗ») Сергея Шунина, на долю Европы в этом году придется
4,5 – 5 тыс. автомобилей. Пока поставки осуществляются в 14
европейских государств, в том числе Польшу, Италию, Чехию, Румынию
и страны бывшей Югославии. По словам Сергея Шунина, «Группа ГАЗ»
продает в Европу коммерческие автомобили семейств «Газель» и
«Соболь» с двигателями, соответствующими нормам Евро-4. В
странах-импортерах они проходят сертификацию, сообщил представитель
«Группы ГАЗ». Сергей Шунин сообщил, что основные конкуренты «Группы
ГАЗ» в Европе – Ford, а также китайские и корейские
автопроизводители. «Мы практически сравнялись с Ford по цене и
теперь конкурируем по уровню качества машин, сервиса, услуг», –
сказал он. Интерес ГАЗа к Европе господин Шунин объяснил невысокими
таможенными пошлинами, емкими рынками и наличием платежеспособных
потребителей. Практически 90% экспорта «Группы ГАЗ» приходится на
рынки СНГ, утверждает управляющий директор компании AG Capital
Management Александр Агибалов. Существенного прироста экспорта
автомобилей холдинг может добиться только на этих рынках, полагает
он. Недавняя покупка британской компании LDV, производящей легкие
коммерческие грузовики и автобусы, позволит «Группе ГАЗ» более
активно продвигаться на европейский рынок, где она была до сих пор
слабо представлена, утверждает эксперт. Что из этого получится,
пока не ясно, заключил он. Аналитик ИФК «Метрополь» Александр
Жуков согласился, что ГАЗ рассчитывает увеличить иностранные
продажи, прежде всего не за счет Европы, а на рынках СНГ и
развивающихся стран. Евгений Линчик из компании Rye, Man
& Gor Securities отметил, что у «Группы ГАЗ» существует большой
потенциал по экспорту дорожно-строительной техники в Восточную
Европу, а также всех модификаций «Газелей» в страны СНГ. Что
касается планов ГАЗа занять до 5% европейского рынка, то все
опрошенные «Гудком» эксперты выразили сомнение в их реальности в
ближайшее время. Кроме всего прочего, на дилерской конференции было
объявлено, что ГАЗ начнет выпуск автомобилей на платформе Chrysler
Sebring 1 февраля 2008 года. В России новый автомобиль будет
продаваться под маркой «ГАЗ», однако окончательное название для
него пока не придумали. Машину предполагается выпускать в восьми
базовых комплектациях по цене от $18 тыс. до $25 тыс. В 2008 году
ГАЗ планирует продать около 20 тыс. «крайслеров», а в 2010 году –
65 тыс., из которых 15 тыс. пойдут на экспорт. Что касается
автомобиля на платформе Chrysler Sebring, то его экспортные
перспективы весьма туманны, заявил «Гудку» аналитик компании «Центр
Инвест» Максим Иванов. «Пока не ясно, из каких компонентов будет
собираться этот автомобиль и сколько он в конечном итоге будет
стоить», – отметил эксперт. «Цифры, приведенные ГАЗом, могут
значительно скорректироваться в сторону увеличения, в том числе
из-за укрепления рубля», – полагает Максим Иванов. Тем не менее
новая модель ГАЗа может пользоваться успехом не только в России, но
и на рынках стран СНГ, считает эксперт.