IPO на колесахМордашов продаст 30% “Северсталь-Авто”
Юлия Федоринова
Мода на публичное размещение акций докатилась до
российского автопрома. Основной владелец “Северсталь-Авто” Алексей
Мордашов продаст на российских биржах 30% акций из своего пакета.
Половину вырученного он обещает отдать компании, а остальное,
думают эксперты, потратит на свои проекты, такие как горнолыжный
курорт под Питером.
“Северсталь-Авто” владеет более 50% акций
Заволжского моторного и Ульяновского автомобильного заводов.
Уставный капитал разбит на 29 800 159 акций номиналом 12,5 руб.
87,69% акций принадлежит Newdeal Investments Limited, владелец
которой – гендиректор “Северсталь-групп” Алексей Мордашов, 5% –
сотрудникам компании, остальные обращаются на внебиржевом рынке.
Выручка по МСФО в 2004 г. – 23,03 млрд руб., чистая прибыль – 1,4
млрд руб. В 2004 г. ЗМЗ продал 273 722 двигателя, УАЗ – 70 071
автомобиль.
Владелец “Северстали” Алексей Мордашов
заинтересовался автопромом в 2000 г. Тогда у меткомбината появились
акции УАЗа, а год спустя — ЗМЗ. “Северсталь-Авто” был создан в 2002
г. для управления этими двумя активами. Мордашов стал лоббировать,
чтобы власти закрыли российский рынок для дешевых иномарок с
помощью пошлин, а параллельно искал иностранных партнеров. В итоге
в начале года таковой у “Северсталь-Авто” наконец появился —
корейская SsangYong Motor. Осенью по ее лицензии “Северсталь-Авто”
начнет собирать в России внедорожники Rexton. Но и с “УАЗами” дела
идут неплохо. В 2004 г. по рентабельности “Северсталь-Авто” догнала
японскую Toyota. “Мы будем еще очень долго делать этот предельно
простой и недорогой внедорожник”, — обещал Мордашов “Ведомостям” в
одном из интервью. Теперь он решил капитализировать свои достижения
в автопроме. В пятницу “Северсталь-Авто” объявила, что до конца
июня Newdeal Investments, бенефициаром которой является магнат,
продаст инвесторам 30% акций (8 940 047 шт.). Бумаги будут
торговаться на РТС и ММВБ, где компания проходит листинг. Акции
размещаются по правилу S закона США “О ценных бумагах” и не
предназначены американским инвесторам. “Мы считаем, что компания
недооценена, и хотим повысить ее капитализацию. Кроме того, нужны
деньги на новые проекты”, — объясняет источник, близкий к
“Северстали”. Вскоре после размещения часть денег вернется в
“Северсталь-Авто”. Компания обещает закончить допэмиссию 4 470 000
акций (около 15% нынешнего уставного капитала), зарегистрированную
ФСФР еще 13 января. Как пояснил “Ведомостям” финансовый директор
компании Николай Соболев, Newdeal Investments потратит на эти цели
половину суммы от продажи 30% акций “Северсталь-Авто”. В итоге под
контролем Мордашова останется не более 64%. Источник, знакомый с
планами холдинга, добавляет, что бизнесмен купит акции по той же
цене, что и инвесторы. “Все будет по-честному. Мордашов на разнице
не заработает”, — утверждает он. В Deutsche UFG (ведущий
организатор размещения), “Тройке Диалог” (менеджер книги заявок)
и“Северсталь-групп” от комментариев отказались. Российские компании
одна за другой идут на биржи. Месяц назад IPO в Лондоне провела АФК
“Система”, а в 2004 г. в России акции разместили “Седьмой
континент”, “Калина” и “Иркут”. Среди автопроизводителей
“Северсталь-Авто” оказалась первой. “Мы тоже планируем IPO в
России, возможно, в 2006-2007 гг., потом выйдем на Запад”, —
обещает представитель “Руспромавто” Владимир Торин. “АвтоВАЗ”,
производящий более 50% российских автомобилей, может похвастаться
лишь менее 1% акций, торгующихся в Европе на внебиржевых площадках
в виде GDR. В компании от комментариев отказались. По мнению
аналитиков, Мордашов заработает на размещении сравнительно немного.
Кирилл Чуйко из “УралСиба” оценивает всю компанию в $536 млн, или
$18 за акцию, аналитик Альфа-банка Максим Матвеев — в $500 млн . По
прогнозу обоих, от размещения удастся выручить $130-150 млн. Из них
Мордашов получит $65-75 млн и та же сумма пойдет на проекты
“Северсталь-Авто”. “Деньги нужны на раскрутку новых моделей — UAZ
Patriot и Rexton и создание новой дилерской сети”, — считает Чуйко.
А Матвеев полагает, что следующий шаг “Северсталь-Авто” —
размещение GDR. Вместе с
дивидендами “Северстали” и суммой за пакет в “Северсталь-Авто”
Мордашов за год получит около $300 млн, подсчитал аналитик
“Метрополя” Денис Нуштаев. По его мнению, часть этой суммы может
пойти на личные проекты магната, не связанные с основным бизнесом.
Источник в “Северсталь-групп” напоминает, что часть личных средств
Мордашов инвестировал в строительство горнолыжного курорта в
Ленинградской области и розничную сеть “Утконос”. Нуштаев не
исключает, что деньги Мордашову могут понадобиться и на инвестиции
в итальянскую сталелитейную компанию Lucchini, 42% которой будет
контролировать Мордашов.