Александра Терентьева
В этом году должна завершиться 10-летняя железнодорожная
реформа. И РЖД решила не упускать момент. В пятницу президент
монополии Владимир Якунин предложил пересмотреть «некоторые цели,
провозглашенные в первоначальном варианте» плана. Например,
исключить из него пункт о разделении инфраструктуры и перевозочной
деятельности. Об этом говорится в материалах Якунина для
парламентских слушаний, где подводились промежуточные итоги реформы
(см. www.vedomosti.ru).
Речь о так называемом рынке локомотивной тяги, объем которого -
около 250 млрд руб. (см. график). Эту выручку получает только РЖД:
лишь монополия является полноценным перевозчиком, частные компании
зарабатывают на том, что сдают в аренду вагоны. А плату за
передвижение поездов по путям (т. е. за то, что вагоны везет
локомотив) получает РЖД.
Прежний план
Реформа предполагала, что в 2006-2010 гг. большая часть локомотивов
окажется в частных руках, а услуга станет рыночной: из тарифа РЖД
выделят так называемую локомотивную составляющую (около 30%),
частники будут оплачивать РЖД только пользование путями. А на
локомотивах будут зарабатывать сами, конкурируя друг с другом и
госмонополией. В дальнейшем планировалось «оценить
целесообразность» полного отделения перевозок от инфраструктуры (т.
е. оставить РЖД только пути и вокзалы).
Но грузовой тариф не разделен. А частных локомотивов всего 200,
отмечает гендиректор «Балттранссервиса» Владимир Прокофьев. У РЖД
их 7000, средний возраст - 25 лет, говорится в материалах для
парламентских слушаний.
Реально работают лишь 100-110 частных локомотивов, продолжает
Прокофьев, использовать их самостоятельно можно только на локальных
участках системы, получив специальное согласование РЖД. С
собственными локомотивами работают две компании - «Балттранссервис»
и «Трансойл». Новых игроков нет, добавляет гендиректор
«Интеркаргокомпани» Ирина Чиганашкина. Ведь согласовать с РЖД
технологию работы и заключить договор на использование
инфраструктуры трудно: формально тариф монополии не разделен.
План реформы предполагал, что частники будут заказывать новые
локомотивы, обновив подвижной состав России. Но налицо дефицит
тяги, отмечает Чиганашкина. Хотя с вагонами этот вопрос решен
успешно, добавляет Прокофьев: с 2003 г., когда операторы смогли
зарабатывать на сдаче вагонов в аренду (из тарифа РЖД выделили
вагонную составляющую), они закупили около 400 000 вагонов,
потратив почти $10 млрд.
Возможный компромисс
Инфраструктуру и перевозки нельзя разделять - слишком велики риски
«дезорганизации» отрасли и роста расходов грузоотправителей,
отмечается в докладе Якунина, это подтверждается опытом Европы и
США. Частные локомотивы могут работать только на локальных
участках, добавляется там же. А потери РЖД от либерализации рынка
могут составить 170-210 млрд руб., заявили на слушаниях
представители ФСТ и Института проблем естественных монополий
(ИПЕМ).
У экспертов единого мнения нет. Если в локомотивной
тяге будет конкуренция, общие тарифы на перевозку будут снижаться,
отмечает аналитик «Метрополя» Андрей Рожков. Правило
работает не всегда, парирует заместитель гендиректора ИПЕМ Олег
Трудов: конкуренция была целью энергореформы, а цены только растут.
Плюс опыта реальной конкуренции на рынке локомотивов действительно
нет, добавляет он.
Грузоотправители на комментарии скупы. «Зачем нам вмешиваться в
это, с кем-то из них [с РЖД или частниками] все равно придется
сотрудничать», - отмечает менеджер химической компании.
Согласны ли чиновники с новым планом РЖД, также не ясно:
представители монополии и Минтранса это не комментируют. Чиновник
Минтранса уверяет, что прежние цели реформы в силе. А сотрудник РЖД
убежден, что нет: поправки согласованы с министерством.
Но, возможно, будет компромисс. Например, по одному спорному
моменту Минтранс и РЖД уже договорились, объявили в пятницу их
руководители, - как создавать Вторую грузовую компанию (ВГК),
которая должна получить почти все оставшиеся вагоны монополии. ВГК
будет учреждена к 1 июля, сначала она получит половину парка (из
182 000 вагонов), чтобы вместе с другими «дочками» монополии не
занимать больше 50% рынка. А потом РЖД постепенно избавится от
контроля в ней или уже созданной Первой грузовой компании.
В подготовке статьи участвовали Алиса Фиалко, Алексей
Непомнящий
Без монополии
ВГК будет создана 1 июля, план не меняется, заявил в пятницу
замминистра транспорта Андрей Недосеков. Но 182 000 вагонов РЖД она
получит в два этапа – чтобы не доминировать на рынке вместе с
другой «дочкой» госкомпании, ПГК (у нее 205 000 вагонов). В течение
трех месяцев после создания ВГК получит только половину парка. А
потом «в течение года мы вместе анализируем, каким образом
происходит работа», отметил Недосеков. Кроме того, к концу 2011 г.
должен быть решен вопрос о продаже контрольного пакета ПГК. И
Минтранс поддерживает РЖД, что это будет IPO (т. е. крупнейший
пакет все равно останется у госкомпании), заключил Недосеков. «В
перспективе РЖД не планирует сохранять контрольный пакет ни в ПГК,
ни в ВГК», – подтвердил президент компании Владимир Якунин.