«Транснефть» бросит на трубу все силы
Елена Болдырева
Президент Дмитрий Медведев встретился с главой
«Транснефти» Николаем Токаревым. Президент госкомпании пообещал,
что, несмотря на недавние проблемы с генподрядчиком, проект будет
сдан в конце 2009 года. Эксперты считают эти планы чересчур
оптимистичными и прогнозируют, что сроки строительства первой
очереди трубопровода растянутся до 2010 года.
Дмитрий Медведев в ходе состоявшейся в Кремле
встречи с Николаем Токаревым призвал компанию продолжать
строительство нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО)
«без сбоев по срокам и по качеству». При этом он потребовал
разобраться «по полной программе» с бывшими подрядчиками
строительства, сорвавшими запланированные сроки работ. Как сообщает
РИА РБК, открывая встречу, Дмитрий Медведев напомнил, что в феврале
во время посещения Хабаровска и проведения там совещания он давал
поручения руководству «Транснефти» и ряду министерств по поводу
строительства ВСТО.
В свою очередь, г-н Токарев сообщил, что перед
совещанием в Хабаровске в компании был проведен тщательный анализ
ситуации с проектом, поскольку накануне произошла смена руководства
в самой компании. Напомним, что ее почти десять лет возглавлял
Семен Вайншток, ушедший затем на недолгое время возглавлять
«Олимпстрой». «Анализ выявил ряд причин объективного и
субъективного порядка, которые существенно повлияли на сроки и
качество строительства объектов ВСТО», — сказал глава
«Транснефти».
Помимо этого, г-н Токарев подчеркнул, что
сегодня темпы строительства увеличились почти в три раза, благодаря
чему есть основания полагать, что все объекты первого этапа ВСТО
будут введены в эксплуатацию согласно установленному графику в
конце следующего года. Строительство второго этапа ВСТО начнется в
декабре 2009 года, отметил он.
Как сообщил РБК daily вице-президент
«Транснефти» Михаил Барков, работы по второму этапу ВСТО сейчас
находятся на стадии подготовки к ТЭО, при этом строительство
первого этапа идет по графику. Что касается прежнего подрядчика, то
помимо уже существующих трех судебных исков в отношении
«Краснодарстройтрансгаза» на общую сумму 32 млрд руб. у
«Транснефти» к этой компании осталась еще масса вопросов.
Переговоры по этому поводу ведутся каждый день, при этом не
исключены дополнительные иски к недобросовестным подрядчикам,
добавляет г-н Барков.
«Транснефть» может не успеть сдать эти
объекты в установленный срок, считает аналитик ИФК «Метрополь»
Алексей Кокин. По его словам, компания потеряла много времени в
связи с вынужденной сменой генподрядчика, и хотя впоследствии сроки
строительства были скорректированы, объекты первого этапа ВСТО
будут завершены не ранее 2010 года. Кроме того, необходимо
учитывать, что строительство нефтеналивного терминала в среднем
занимает около 20 месяцев, помимо которого потребуется и
строительство необходимой инфраструктуры, такой как железнодорожные
развязки, говорит он.
По мнению партнера консалтинговой компании
RusEnergy Михаила Крутихина, несмотря на то что сегодня
строительство проекта вернулось в нормальное русло, остается еще
немало проблем, которые «Транснефти» предстоит решить совместно с
государством. И прежде всего необходимо окончательное решение
правительства о том, будет ли построено планируемое ранее
ответвление от ВСТО в Китай. От этого решения зависит множество
ключевых моментов, в числе которых такой важнейший вопрос, как
пропускная способность будущего трубопровода, утверждает г-н
Крутихин.
Скорее всего, решение о строительстве
ответвления на Китай не будет принято, до тех пор пока не будет
запущена первая очередь проекта и не начнется строительство второй
очереди, считает Алексей Кокин. Он полагает, что, скорее всего,
трубопровод будет построен «с запасом», чтобы в случае принятия
решения о постройке ответвления на Китай можно было лишь
скорректировать параметры перекачивающих агрегатов и достроить
необходимый участок трубы по типу конструктора. По грубой оценке,
стоимость российско-китайского участка трубы составит около 12—14
млрд долл.