Кто купит “АвтоВАЗ”
Завод подорожал на слухах на 10%
Юлия Федоринова, Севастьян Козицын, Елена
Мазнева
Мечты уходящего из “АвтоВАЗа” Владимира
Каданникова начинают сбываться. Капитализация его компании за
последние две недели приблизилась к $1 млрд. Помогли этому
слухи о том, что после отставки Каданникова сменится и владелец
контрольного пакета акций “АвтоВАЗа”. “АвтоВАЗ” – крупнейший
российский автопроизводитель. В 2004 г. выпустил 717 985
автомобилей. Выручка по МСФО за 2004 г. – 160,5 млрд руб., чистая
прибыль – 4,57 млрд руб. На 31 декабря 2004 г. “АвтоВАЗ” через
дочерние AVVA, “Центральное отделение Автомобильной финансовой
корпорации” и “ИФК” контролировал 64% своих голосующих акций. Еще
8% принадлежит ВЭБу.Председатель совета директоров “АвтоВАЗа”
Владимир Каданников долгие годы лелеял мечту о том, что
капитализация его завода когда-нибудь достигнет справедливого
уровня, который он однажды обозначил так: не менее $40 за
акцию. И после объявления об отставке Каданникова начался
стремительный рост котировок флагмана российского автопрома. Его
акции были среди аутсайдеров фондового рынка: с начала 2005 г.
они подорожали лишь на 2,4%, хотя индекс РТС вырос на 58%. А вчера
капитализация “АвтоВАЗа” побила рекорд. По итогам торгов в РТС она
перевалила за $905 млн, за день прибавив более 16%. Сделки
заключались по $35 за акцию. На ММВБ их средневзвешенная цена
взлетела на 9% до 968,67 руб. ($33,6). Эти цифры
превзошли уровень справедливой цены, выставляемой на акции
“АвтоВАЗа” инвесткомпаниями — $33 у “Метрополя”,
$28 у “Уралсиба”, $30 у “Атона”. Росли не только цены, но
и объемы торгов бумагами “АвтоВАЗа”. Если раньше на ММВБ с акциями
автогиганта в день совершалось 100-200 сделок, а в лучшие
дни — до 500, то вчера брокеры заключили аж 4000 сделок.
Причину воодушевления брокеров эксперты назвать не могут,
перечисляя разнообразные слухи о судьбе завода после отставки
Каданникова, главным образом о возможной продаже крупного пакета
акций стратегическому инвестору. “Больше всего говорят, что
“АвтоВАЗ” скупает группа “СОК”, — делится впечатлениями
вице-президент отдела продаж “Уралсиба” Александр Захаров. По его
словам, некоторые игроки даже считают, что “СОК” скоро аккумулирует
контрольный пакет акций комбината.”Некоторые подозревают в скупке
акций и “Русские машины”, — замечает директор другой крупной
инвесткомпании. А директор департамента внебиржевых операций
“Брокеркредитсервиса” Евгений Старцев считает основной причиной
роста бумаг саму отставку Каданникова: “Многие западные инвесторы
именно его ассоциировали с глубокой стагнацией предприятия”. В
группе “СОК” обсуждать возможную покупку “АвтоВАЗа” отказались, а в
“Базэле” (в его состав входят “Русские машины”) уверяют, что акции
“АвтоВАЗа” компанию не интересуют. “Русским машинам” надо еще
разобраться со своими многочисленными активами и их
реструктуризацией“, — замечает аналитик “Уралсиба” Вячеслав
Смольянинов. Представитель “АвтоВАЗа” не стал комментировать
возможную смену собственника, а рост капитализации объясняет тем,
что завод — один из самых недооцененных в машиностроительной
отрасли. Смольянинов отмечает, что ясность с собственником
“АвтоВАЗа” может наступить, лишь когда станет известен преемник
Каданникова. “Кандидаты уже обсуждаются. Но решение будет
приниматься не на заводе, а на самом высоком уровне — в
президентской администрации”, — рассказывал на днях
“Ведомостям” источник, близкий к “АвтоВАЗу”. Он уверяет, что это
будет человек, не связанный с Самарской областью и, скорее всего,
не имеющий отношения к автопрому. Другой источник, знакомый с
ситуацией, уверяет, что в ближайшее время контрольный пакет акций
“АвтоВАЗа” может перейти в собственность одной из госкомпаний и
именно с этим связана отставка Каданникова. А источник, знакомый с
планами Кремля, говорит, что администрация президента уже готовится
провести инвентаризацию активов “АвтоВАЗа” и их оценку для
предстоящей сделки. Появление государства в числе акционеров
“АвтоВАЗа” старший аналитик “Атона” Алексей Языков считает
логичным, особенно в свете последних подобных сделок —
поглощения “Сибнефти” “Газпромом”, ОМЗ — Газпромбанком,
“Силмашин” — РАО “ЕЭС России”. Получить комментарии чиновников
не удалось.