Александр Поливанов
Долг «АвтоВАЗа» может быть списан, если компания
передаст в собственность государства свой испытательный полигон –
он должен стать частью национальной исследовательской лаборатории.
Это в очередной раз подтверждает, что государство намерено собрать
все автомобильные производства в единую корпорацию. Правительство
России рассмотрит вопрос о реструктуризации бюджетного долга
АвтоВАЗа путем передачи в госсобственность исследовательского
полигона в Тольятти. Об этом сообщил глава Роспрома Борис Алешин,
передает информагентство AK&M. «Есть идея переуступки полигона
в Тольятти государству, – сообщил глава Роспрома. – Использовать
полигон в Тольятти в интересах только ВАЗа представляется не совсем
продуманным». Сейчас долг компании составляет 2,7 млрд рублей –
около 7–8% рыночной капитализации АвтоВАЗа. Основная задолженность
компании сформировалась во время кризиса 1998 года. Долг был
несколько раз реструктуризован. «Он (долг. – «Газета.Ru»)
реструктуризирован, но является обременением для компании, и одна
из задач – правильно распорядиться частью активов АвтоВАЗа для
развития всего автопрома», – рассказал Борис Алешин. Ранее
государство рассматривало возможность выкупа долга
автомобилестроительной компании перед федеральным бюджетом. Долг в
таком случае конвертировался бы в акции, которые бы выкупало
государство. Об этом сообщал, в частности, директор департамента
макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития России Андрей
Клепач. Теперь у правительства появился другой вариант. Выкупать
долги в обмен на долю в компании, действительно, выглядело не
слишком логично – государство и так голосует контрольным пакетом
акций компании. Поскольку АвтоВАЗ контролируется дочерними
структурами, то правo голосовать их пакетом принадлежит главе
совета директоров. В 2005 году эту должность занял заместитель
генерального директора «Рособоронэкспорта» Владимир Арятков.
Полигон АвтоВАЗа, упомянутый Борисом Алешиным, расположен в селе
Сосновка неподалеку от Тольятти. В середине 2005 года обсуждалась
возможность строительства на месте полигона современного автодрома
европейского уровня. Центральным объектом должна была бы стать
трасса протяженностью 4,5 километра. Сумма инвестиций не
сообщалась. На полигоне есть своя трасса, на которой регулярно
проводились соревнования. Представители АвтоВАЗа не комментируют
заявление господина Алешина. «Это одно из частных решений. Продажа
полигона не снимет вопросов и по дополнительному выпуску акций, и
по тому, как АвтоВАЗ собирается наращивать производство», –
отмечает аналитик ИК «Уралсиб» Вячеслав Смольянинов. С ним
солидарен и аналитик ИФК «Метрополь» Александр Жуков. «Объемы
предполагаемых вложений государства гораздо больше стоимости
полигона. Но, судя по тому, что сейчас менеджмент компании и
государство лояльны друг к другу, никаких сложностей в передаче
актива не возникнет», – отмечает эксперт. Борис Алешин
объяснил, зачем государству испытательный полигон в Сосновке. По
его словам, рассматривается возможность создания на базе
испытательных полигонов в Дмитрове, Тольятти и НАМИ национальной
исследовательской лаборатории. «Окончательное решение по этому
вопросу не принято, но мы все больше и больше склоняемся к такому
решению», – сказал глава Роспрома. Упомянутый Борисом Алешиным
полигон в Дмитрове построен более 40 лет назад. Он заработал в 1964
году, с 1970-х годов начал функционировать в полном объеме. В 2005
году на этом полигоне принимали Владимира Путина – он знакомился с
членами команды «КамАЗ-Мастер», выигравшей в очередной раз ралли
«Дакар». НАМИ (научно-исследовательский автомобильный и
автомоторный институт) – одна из старейших научных организаций
России. НАМИ начал работать еще в 1918 году. По форме собственности
НАМИ – федеральное государственное унитарное предприятие, поэтому
вхождение его в единый комплекс не вызовет трудностей. «Не совсем
понятно, для чего государству такой актив, что оно будет там
испытывать», – недоумевает Вячеслав Смольянинов. «О едином
предприятии в области испытаний еще не было слышно, но в условиях
объединения всего машиностроения выглядит логичным», – не
соглашается Александр Жуков. Что касается идеи Бориса
Алешина о создании автомобилестроительного холдинга, то глава
Роспрома посетовал на то, что у государства недостаточно
государственных активов для создания автомобилестроительной
компании на базе АвтоВАЗа, КамАЗа и ГАЗа. «Это вопрос диалога
акционеров», – подчеркнул глава Роспрома.